При оформлении сделки с недвижимостью Росреестром взимается госпошлина в размере 2000 рублей (с граждан) или 22000 рублей (с организаций). Ее можно уплатить на месте (в терминале МФЦ), на сайте организации или в личном кабинете, например, в Сбербанк Онлайн.
Содержание статьи:
Варианты оплаты
Государственная пошлина в Росреестре выплачивается за любые регистрационные действия с недвижимостью. Наиболее распространенные из них:
- покупка квартиры (в том числе в ипотеку);
- аренда (только сроком более 1 года, а для юридических лиц – на любой срок);
- дарение (в том числе выигрыш в лотерею);
- регистрация права собственности при получении наследства;
- снятие обременения после полного погашения ипотеки;
- раздел земельного участка;
- передача квартиры в залог (для получения денег);
- оформление договора пожизненной ренты и другие.
Провести оплату можно разными способами. Наиболее удобные:
- Через интернет на официальном сайте Росреестра.
- В Сбербанк Онлайн (или в личном кабинете другого банка).
- В терминалах МФЦ (обычно там же регистрируется сделка).
- В отделении Почты России.
- В банкомате, терминале или в отделении любого банка (взять с собой бумажную квитанцию с реквизитами Росреестра для оплаты госпошлины). При этом необходимо обратить внимание, чтобы в документе был уникальный идентификатор УИН.
Наиболее удобный способ оплаты – онлайн в личном кабинете или на сайте Росреестра. Инструкция достаточно простая:
- Зайти на свою страницу, введя логин и пароль.
- Перейти в раздел «Переводы и платежи».
- Промотать страницу вниз и увидеть раздел «Пошлины», там выбрать «Недвижимость».
- Кликнуть по значку Росреестр.
- Провести оплату по реквизитам или по УИН.
- Указать сумму, выбрать карту списания, а также ввести ИНН получателя (в данном случае Росреестра). Он зависит от региона, например, в Москве: 7706560536, а в Омской области: 5503085391. Уточнить информацию можно в открытых источниках в сети или по бесплатному номеру Росреестра 8 800 100 34 34 (в рабочее время).
Затем пользователь нажимает «Продолжить» и подтверждает свои действия. Одновременно в личном кабинете появится файл с электронной квитанцией. Ее можно скачать, а затем – распечатать. Документ имеет такую же юридическую силу, как и на бумажном носителе.
Подать документы для регистрации, а также сделать платеж на сайте Госуслуги невозможно. Поэтому получить скидку 30% в этом случае не удастся.
Сумма для физических лиц
В 2020 г. размер госпошлины не увеличился. Она составляет 2000 рублей за один объект (для всех физических лиц). Полная оплата вносится только единоличным собственником, владеющим недвижимостью в размере 100%. Если речь идет о долевой собственности, то пошлина будет пропорциональна доле, например:
- супруги обязаны регистрировать квартиру в общую собственность (если иное не предусмотрено брачным договором), поэтому они оплачивают по 50%, т.е. по 1000 рублей каждый;
- земельный участок приобретают 4 собственника, поэтому каждый из них вносит по 2000:4 = 500 рублей (у них будет 4 квитанции с разными ФИО).
В отдельных случаях понадобится заплатить другую сумму:
- Выписка из ЕГРН – 300 р.
- История передачи права собственности на объект – 400 р.
- Регистрация земли для ведения личного хозяйства или ИЖС 0 350 р.
- Регистрация факта внесения новых условий или расторжения договора ДДУ – 350 р.
- Запрос копии документа (например, при потере договора купли-продажи) – 300 р.
- Регистрация ипотеки/снятие обременения – 1000 р.
- Регистрация ДДУ – 350 р.
Для юридических
Юридические лица вносят 22000 рублей за регистрацию одного объекта. Т.е. в данном случае размер пошлины в 11 раз больше, чем для частных граждан. В других случаях необходимо оплачивать такие суммы:
- Регистрация ипотеки/снятие обременения – 4000 р.
- Регистрация ДДУ – 6000 р.
- Получение копии документа о подтверждении аккредитации – 350 р.
Кто освобождается от платежей
Есть несколько льготных категорий граждан, которые получают скидку 100% при внесении платежа. От уплаты освобождаются только физические лица:
- имеющие статус Героя СССР;
- имеющие статус Героя РФ;
- ветераны ВОВ;
- граждане, признанные малоимущими (доход меньше регионального прожиточного минимума).
Организации в любом случае перечисляют 100% суммы (даже если они относятся к благотворительным, религиозным, общественным объединениям и т.п.).
Как вернуть деньги
В случае внесения излишней суммы (или если сделка сорвалась, а платеж уже был внесен) гражданин или организация вправе вернуть деньги в полном объеме (или излишек). Для этого необходимо заполнить заявление, образец которого представлен ниже. В нем указывают:
- ФИО;
- просьбу о возврате;
- причину (переплата, отказ от сделки, иная);
- реквизиты для возврата – средства можно получить на банковский счет (или привязанную к нему карту): название банка. БИК, ИНН, КПП, номер счета и другие;
- дата, подпись.
Заявление рассматривается до 30 дней. После принятия решения средства поступят на указанный счет в срок до 5 рабочих дней.
Необходимые документы
Перечень документов зависит от объекта недвижимости. В случае с квартирой или долей (комната, невыделенная доля) минимальный список будет таким:
- выписка из ЕГРН;
- договор о приобретении квартиры прежним собственником;
- паспорта обеих сторон.
Однако могут понадобиться и другие бумаги – нотариально заверенное согласие супруга/супруги на продажу, разрешение органов опеки, отказ других собственников от покупки доли, договор ипотеки с банком, закладная и другие. Поэтому перечень лучше уточнить заранее. В случае с земельным участком (в том числе с домом или с дачей) к этому же списку добавляется кадастровый паспорт.
Росреестр взимает небольшую пошлину. И оплатить ее можно онлайн разными способами, в том числе во время регистрации сделки в терминале МФЦ. Вернуть излишнюю сумму можно, составив соответствующее заявление.