Несмотря на то, что почти у всех людей в России есть ПК с доступом в интернет, рынок компьютерных клубов продолжает развиваться. Если в столичном регионе ниша практически насыщена, то в регионах есть перспективы роста (в городах с населением от 50 тысяч человек). Но чтобы наверняка добиться прибыли, причем по возможности в короткие сроки, предпринимателю необходимо проанализировать рынок и составить подробный бизнес-план компьютерного клуба. Только после принимают окончательное решение о том, стоит ли открывать его конкретно в этом городе.
Содержание статьи:
Анализ рынка и конкурентов
Перед тем, как открыть игровой клуб, необходимо проанализировать особенности рыночной ниши – как в целом по стране, так и в конкретном регионе, городе и районе. Для этого необходимо изучить конкурентов и понять, стоит ли заходить на рынок, и чем именно можно привлечь потенциальных клиентов.
Сегодня в России наблюдается рост киберспортивной аудитории – этим видом досуга увлекается более 10 млн. человек (школьники и студенты в возрасте от 14 до 26 лет). Несмотря на то, что практически у всех есть компьютер с доступом к хорошему интернету, приставка playstation и другие аксессуары, спрос на клубы сохраняется. Так, за 2018 г. суммарные доходы в отрасли оцениваются на уровне $900 млн.
На практике предприниматель открывал 1 клуб, и всего за 1,5-2 года не только выходил на высокий уровень дохода, но и открывал целую сеть из 13 заведений. При этом рынок в Москве и Санкт-Петербурге практически насыщен, однако в регионах есть явный дефицит интернет-кафе с приятной атмосферой.
Поэтому целесообразно начинать работать в своей области, крае или республике. Предварительно необходимо тщательно изучить конкурентов:
- Количество кибер-центров в городе.
- Среднее количество посадочных мест с компьютерами.
- Режим работы.
- Ценовая политика, наличие/отсутствие акций, программ лояльности.
- Отличительные особенности – дизайн, интерьер, атмосфера, дополнительные услуги.
- Особенности района – наличие центров притяжения молодежи или их отсутствие.
Исходя из этого определяют сильные и слабые стороны конкурентов, а также предположить, какими именно «фишками» привлечь потенциальную аудиторию.
Поиск помещения
Клуб открывают с нуля в любом помещении – как с ремонтом, так и без него. Принципиальное значение имеет место расположения. Выбрать стоит тот район, неподалеку от которого находятся:
- остановки, станции метро;
- транспортные развязки;
- торговые центры;
- кальянные;
- кафе;
- школы;
- техникумы, колледжи, вузы;
- студенческие городки и др.
При этом клуб необязательно располагается именно в центре города. Помещение может находиться и в другом месте, но неподалеку от описанных центров притяжения. Единственное ограничение – спальные районы стоит исключить.
Нередко клубы открывают на первых этажах жилых домов или в пристройках к ним. Это нормальный вариант, но чтобы компания работала легально, понадобится перевести помещение в нежилое (если ранее оно было жилым). Также кафе открывают и в отдельно стоящих офисных зданиях. Требования к помещению стандартные:
- соответствие правилам пожарной безопасности;
- доступ к электричеству;
- доступ к интернету или возможность подвести кабели;
- наличие туалета;
- низкий уровень влажности;
- отсутствие шума для поддержания «атмосферности».
Список услуг и ценовая политика
Одно из классических правил бизнеса – начинать со средних рыночных цен (или ниже). Этот фактор для привлечения клиентов станет решающим. Целевая аудитория (студенты и особенно школьники) не имеют большой бюджет, поэтому часто «голосуют рублем».
Стоимость услуги определяется количеством потраченного времени. В первые 3-6 месяцев после открытия предлагают такие цены:
- 10 минут – 30 руб.;
- 30 минут – 100 руб.;
- 1 час – 200 руб.;
- 2 часа – 300 руб.;
- ночь (12 часов) – 800 руб.
Основные услуги клуба связаны с предоставлением доступа к интернету, но есть и другие предложения. В первую очередь это возможность весело отдохнуть одному или компанией, выбрав популярную игру:
- Дота;
- ГТА;
- Xbox;
- Quake;
- Counter Strike;
- War Craft;
- Need for speed.
Ограничиваться одними играми не стоит. Клуб может предлагать и другие услуги:
- сканирование;
- распечатка текстовых документов и фото;
- ксерокопии;
- переплет;
- компьютерные курсы;
- работа с учебными программами – приложение Ms Office и др.
Нейминг и дизайн
В случае с компьютерным клубом название имеет особое значение. Оно должно быть ярким, запоминающимся, цепляющим, притягательным. Придумать его не так просто, поэтому для этого устраивают мозговой штурм для друзей и близких. Или объявить конкурс среди самой молодежи. Подобные задания называются неймингом – т.е. разработкой наименования. Заказ делают на биржах фриланса – например, еТХТ, Турботекст или других сайтах
Другой способ – посмотреть примеры на форумах, в комментариях и отзывах:
- Убежище 13;
- K@ktus;
- Shark;
- Драбадан;
- X-Stream;
- EG4;
- Ext@zy;
- СтрелОК;
- ХуторОК;
- Хексагон;
- Зевс.
В идеале название должно отражать атмосферу помещения. Для ее создания стоит продумать оригинальный дизайн – именно он в сочетании с демократичными ценами сможет привлечь молодежь. Концепция разрабатывается с помощью 3D-моделирования, после чего продумываются варианты удешевления материалов. При создании дизайна учитывают планировку, освещение, цветовое оформление, окраску мебели и другие факторы.
На создании интерьера стремятся сэкономить, хотя именно дизайн создает неповторимый стиль и своеобразие. Поэтому лучше отнестись к его созданию профессионально, привлечь художников и сначала создать несколько вариантов проекта, после чего осознанно выбрать один из них.
Отличительным преимуществом может стать и планировка помещения. Основа интернет-кафе – это большой (главный) зал для посетителей. Наряду с ним создают и VIP-комнату на 5-7 мест, в которой будут играть постоянные составы команд.
Закупка техники и ПО
Компьютеры и другая техника, аксессуары и установка программного обеспечения – это наиболее затратная статья бюджета. Для открытия интернет-кафе закупают:
- компьютеры (системные блоки);
- мониторы;
- мыши беспроводные;
- наушники;
- клавиатуры;
- принтер;
- сканер;
- игровые приставки;
- столы компьютерные;
- стулья;
- лицензионное ПО.
Также в клубах организуют небольшие бары. Поэтому понадобится установить оборудование:
- кофемашина;
- чайник;
- печь микроволновая;
- телевизор;
- диван;
- столы и стулья;
- посуда и столовые приборы.
Экономить на качестве компьютеров не стоит, поскольку это и есть основная услуга кафе. Также не рекомендуется получить «выгоду» на программном обеспечении. Если закупить нелицензионное ПО, это чревато штрафами и прекращением деятельности компании.
Особое внимание стоит уделить мебели – она должна быть удобной и стильной, причем необязательно дорогой. Доступные варианты находят у китайских и российских поставщиков.
Если предприниматель не может самостоятельно разобраться во всех нюансах, связанных с покупкой оборудования, лучше проконсультироваться с более опытными специалистами. Если есть сомнения, сначала тестируют часть компьютеров, чтобы убедиться в том, следует ли покупать всю партию или нет.
Набор сотрудников
Следующий этап – набор сотрудников. Для работы интернет-кафе потребуется привлечь 5 человек:
- Управляющий – им может быть сам предприниматель.
- Администратор – 4 человека (по 2 в смену).
- IT-специалисты – 2 человека.
Если клуб на 20-30 посадочных мест, можно сэкономить на администраторах, оставив 3 человека: в будни будет работать 1, чередуясь с другим посменно. На выходных будут присутствовать одновременно 2 человека. В этом случае оставляют одного IT-специалиста. При необходимости привлекают внешних совместителей или приглашают дополнительных специалистов на время (ремонт, установка ПО), заключая гражданский договор о возмездном оказании услуг.
Основные должностные обязанности ложатся на администраторов. Их функционал сводится к таким действиям:
- соблюдение порядка;
- ведение журнала;
- продажа товаров;
- работа с кассовым аппаратом;
- консультации посетителей.
Администратор следит за порядком, в том числе за тем, кто именно посещает клуб. Ходить в интернет-кафе (в отличие от кальянных) могут даже дети. есть возрастные ограничения:
- Ребенок до 14 лет не имеет права находиться в клубе после 21:00 (без родителей).
- Школьники любого возраста не могут находиться в клубе до обеда. Полиция регулярно проводит рейды, поэтому рисковать однозначно не стоит.
Смена администратора длится 12 часов, график работы – 2 дня через 2. Отбирают персонал на порталах для поиска работы, на которых размещают объявления и рассматривают резюме кандидатов. Затем проводится собеседования, после которого работник проходит краткую стажировку 5-7 дней. После этого управляющий принимает решение о принятии сотрудника в штат и подписывает с ним индивидуальный трудовой договор.
На выплату зарплаты необходимо предусмотреть 200-250 тыс. руб. Статьи расходов выглядят так.
должность | оклад, руб. | количество работников | сумма, руб. |
администратор | 30 тыс. | 4 | 120 тыс. |
IT-специалист | 40 тыс. | 2 | 80 тыс. |
управляющий | 50 тыс. | 1 | 50 тыс. |
ИТОГО: 250 тыс. руб.
В регионах, где целесообразно открывать интернет-кафе, уровень зарплаты корректируют – например, администратор зарабатывает 25 тыс., а IT-специалист – 30 тыс. Также следует предусмотреть возможность выплаты не только оклада, но и премии, которая будет зависеть от выручки и других показателей.
Необходимые документы
Зарегистрировать компанию не так сложно, поскольку деятельность интернет-кафе не требует лицензирования. Понадобится собрать такие документы:
- заявление на регистрацию;
- учредительные документы;
- квитанция, подтверждающая оплату госпошлины;
- разрешение от СЭС, МЧС;
- разрешение от полиции (если клуб будет работать круглосуточно всегда или по выходным);
- справка, подтверждающая наличие суммы уставного капитала.
Организацию регистрируют самостоятельно, но легче воспользоваться услугами компании, которые выполняют всю работу самостоятельно. Стоят они недорого – в регионах около 5000-7000 руб.
Реклама и маркетинг
Продвижение клуба особенно важно на первых порах. Если он открыт неподалеку от крупных «молодежных» улиц (рядом с университетом, студенческим городком и т.п.), о нем наверняка узнает много молодежи. Но даже в этом случае понадобится организовать промоакции, чтобы привлечь больше посетителей. Для этого используются любые способы продвижения – как онлайн, так и оффлайн.
Онлайн
Чтобы привлечь новых клиентов, клуб должен вести аккаунты и группы. На странице сообщают разные новости, дают консультации, возможность сделать бронь на ближайшие часы, ночь, выходные и т.п. Еще один способ – создать собственный сайт.
Эта мера работает только в том случае, если он будет постоянно продвигаться. Поэтому понадобится периодически наполнять страницу контентом и следить за показателями трафика, а при необходимости – обратиться к СЕО-специалистам.
Оффлайн
Традиционные способы оффлайн продвижения хорошо работают и в случае с интернет-кафе. Основные рекламные средства – это вывеска, раздача листовок. Эффективные маркетинговые стратегии – акции, скидка на «мертвые часы» (будни, обед), клубные карты постоянным посетителям. Даже если клиенты получат возможность экономить всего 3-5%, они с высокой вероятностью придут именно в этот клуб.
Целесообразность работы по франшизе
Многие молодые предприниматели в России открыли целую сеть компьютерных клубов, которые успешно работают в столице и в регионах. Сегодня они предлагают партнерам развивать бизнес в разных городах, работая по франшизе. Это готовые инструкции, раскрученный бренд и набор инструментов, позволяющих быстро развить свое дело.
Работа по франшизе значительно повышает вероятность успеха. Но нередко начинающие предприниматели полагают, что им не придется ничего делать, а просто выполнять рекомендации «на каждый день». На самом деле работа по франшизе – это такой же бизнес, требующий больших усилий. Он дает определенные ограничения – необходимо работать именно по представленной методике, без отступлений.
Поэтому новички в бизнесе начинают с такой концепции. Но если есть уверенность в собственных силах, определенный опыт ведения дела, лучше составить четкий план и действовать самостоятельно.
Расчет рентабельности и сроков окупаемости
Для расчета рентабельности составляют бизнес-план, в котором предусматривают первоначальные вложения и ежемесячные расходы. Для кафе на 30 посетителей примерная смета на закупку оборудования будет выглядеть так.
расходная статья | количество | Итого, тыс. руб. |
компьютеры | 30 | 900 |
мониторы | 30 | 300 |
клавиатура | 30 | 30 |
мышь | 30 | 9 |
наушники | 30 | 30 |
принтер | 2 | 10 |
кофемашина | 1 | 50 |
чайник электрический | 1 | 2 |
печь микроволновая | 1 | 5 |
посуда и столовые приборы | — | 10 |
резерв | — | 54 |
ИТОГО: 1 млн. 400 тыс. руб.
Остальные расходы представлены ниже.
расходная статья | сумма, тыс. руб. |
регистрация, оформление документов | 5 |
разработка дизайна | 30 |
ремонт, отделка | 300 |
мебель | 100 |
вывеска | 10 |
листовки, реклама | 10 |
кондиционер | 60 |
аренда на месяц ремонта | 100 |
резерв | 35 |
ИТОГО: 650 000 руб.
Таким образом, первоначальные затраты составят более 2 млн. руб. Ежемесячные расходы выглядят так.
расходы | сумма, тыс. руб. |
зарплата | 200 |
аренда (помещение 200 м2) | 100 |
коммунальные платежи | 20 |
реклама | 30 |
амортизация | 50 |
бухгалтерия на аутсорсинге | 5 |
товары для бара | 115 |
налоги | 30 |
ИТОГО: 550 тыс. руб.
Срок выхода окупаемости рассчитывается исходя из того, что выручка в выходные дни составит 40 тыс., а в будни – 20 тыс. руб. Общая сумма дохода за месяц 750 тыс., чистая прибыль 200 тыс. На рентабельность выходят за 1,5-2 года.
Компьютерный клуб – это все еще актуальная бизнес-идея. Несмотря на наличие ПК в доме, молодежь приходит в такие места, чтобы окунуться в атмосферу, пообщаться и весело провести время. Поэтому клуб должен располагаться рядом с центрами притяжения школьников и студентов, иметь отличное оборудование и креативный дизайн. Именно это позволит ему стать приятным местом для встреч – в таком случае поток клиентов гарантирован, а на окупаемость выходят даже за 1 год.