Переработка шин как бизнес привлекает и в то же время отталкивает предпринимателей разного ранга. Посматривают в сторону организации мини-завода крупные бизнесмены и новички. Ежегодно на свалки выбрасываются миллионы изношенных шин. Впоследствии они сжигаются, загрязняя окружающую среду. При этом из 1 тонны старых шин можно получать до 250 кг качественного материала для повторной переработки. Неограниченные запасы автомобильных шин в стране обеспечат непрерывный процесс производства и принесут хорошую прибыль. Но не все так просто.
Содержание статьи:
Особенности бизнеса
Для организации предпринимательской деятельности потребуются станок площадью 18 кв. м., склады для хранения изношенных автошин, готовой продукции, технического углерода, жидкого топлива и металлолома. Помещение в большинстве случаев арендуют, но найти подходящий вариант не так просто. Если здание найдено и есть стартовый капитал, можно приступать к оформлению документов и получению разрешений. При этом упрощенный вариант бизнеса, который ограничивается исключительно переработкой покрышек в крошку, может осуществляться в собственном гараже, если позволяет площадь. Преимущества бизнеса:
- Доступное сырье. Изношенные автошины покупают за символическую сумму либо получают бесплатно.
- Простой процесс переработки. Не происходит никаких химических реакций, нет вредных выбросов в атмосферу. Используется только сила трения.
- Высокий спрос. Крошка из резины используется в жилых и административных помещениях, на производстве.
- Компактная установка, долгий срок службы станков.
- Процесс утилизации шин не требует присутствия квалифицированных специалистов. На станках работают разнорабочие.
- Небольшая конкуренция. Новый бизнес только начинает набирать обороты, но первоначальный взнос высокий, не все новички потянут.
- Возможность получения из одного сырья несколько готовых продуктов: дизтопливо, мазут, резиновую крошку.
Негативные моменты:
- Если речь идет о полноценной переработке покрышек с получением разных продуктов, на начальном этапе возникают определенные трудности. Нелегко подобрать нужное помещение и земельный участок для постройки здания. По стандартам мини-завод должен находиться на расстоянии 300 м от жилого массива. Кроме этого, учитывается мнение общественности. Люди откровенно протестуют против расположения в непосредственной близости от них завода по переработке мусора. Единственный выход — арендовать часть производственного предприятия. Для этого договариваются о цене с арендодателями. Никаких соглашений со стороны экологов и пожарников не требуется.
- В процессе функционирования завода возникает ряд непредвиденных трудностей и финансовых трат. Для хранения мазута требуются специальные цистерны, шланги.
- Часто возникают проблемы с экологами. Придраться есть к чему. В большинстве случаев приходится покупать очистительные сооружения, которые по стоимости выше, чем оборудование по переработке шин.
Другими словами, переработка шин как бизнес — серьезный производственный процесс, который невозможно наладить в гараже или подпольном помещении. Но превращение автошин исключительно в крошку — простой и не требующий специальных разрешений процесс.
Измельчение и пиролиз
Технология переработки изношенных автошин в крошку на разных станках одинакова. Чаще всего используют КПШ-300, 500 либо 1000.
Этапы переработки резины:
- Тщательный осмотр сырья, извлечение посторонних предметов.
- Нарезка резины на части размером 20*20 см.
- Загрузка подготовленного сырья в шредерную установку конвейера для последующего измельчения.
- Удаление металлических частей магнитом.
- Роторная дробилка измельчает сырье до конечной фракции.
- Добывание текстильного корда путем сепарирования.
- Сортировка крошки по фракциям.
Для производственной линии требуется около 18 кв. м. Работа полноценного завода возможна в помещении площадью 400 кв. м. Высота потолков должна быть минимум 6 м. Мощность электросети — от 300 кВт. Температурный режим — 5 °C.
Полноценная переработка автомобильных покрышек предусматривает применение технологии пиролиза:
- Разделение шин на две части с помощью борторезного станка.
- Погружение в печь. При 450 °C начинается пиролиз, выделение углекислого газа.
- Остывание массы, отделение металлического корда и углеродистого остатка.
В процессе пиролиза происходит химическая реакция, в ходе которой выделяются нефтяные фракции. В печи остаются корт и порошок. В итоге получается безотходное производство. Получаемые продукты:
- Углеродосодержащий остаток. Применяется для изготовления резиновых лент, утеплителей, новых автошин.
- Металлокорд покрышек. Металлолом.
- Жидкое топливо. Синтетическая нефть. При дальнейшей переработке получают дизтопливо, масло, бензин.
- Пиролизный газ. Используется для поддержания горения печи.
Таким образом, можно остановиться на измельчении резины либо пойти дальше, организовав полноценное производство по переработке автошин. В США одна покрышка приравнивается к 30 л бензина.
Анализ рынка и конкурентов
Бизнес новый, пока набирает обороты. Первая проблема — высокий стартовый капитал, вторая — получение разрешений. Длительный процесс оформления документации. Проблема утилизации изношенных покрышек в нашей стране не решена. За год удается переработать 20% сырья. Годовые запасы автошин в мире достигают 80 млн тонн. Существующим предприятиям не удается справиться с нагрузкой. В Российской Федерации 60% производственных мощностей распределяются между четырьмя предприятиями в Волгоградской, Московской, Смоленской, Владимирской областях. При этом у владельцев автомобилей запасы покрышек, которых некуда девать, увеличиваются с каждым годом.
Подбор помещения
Нужно для начала определиться с мощностью будущего завода и его спецификой. При использовании технологии пиролиза устанавливаются повышенные требования к организации производственного процесса. Если планируется официально вести бизнес по переработке шин в крошку, условия следующие:
- Помещение вдали от жилого массива.
- Для доставки сырья и отгрузки готовой продукции удобные подъезды.
- Площадь здания — от 400 м², высота потолков — не менее 6 м.
- Помещение делится на сегменты: производственная зона, склады, подсобки, санузел.
- Коммуникация: электричество, отопление, водоснабжение.
- Пожарная система безопасности и сигнализация.
Часто производство начинают на арендованной площади. В таком случае все намного проще. Станки размещают в пустующем зале завода, занимают площадь под склады. Проблемы с подведением коммуникации, пожарной безопасностью и сигнализацией уже решены.
Закупка оборудования
Бизнес-план по закупке оборудования предусматривает приобретение станка по переработке резины в крошку разной мощности. Распространенный вариант — КПШ-300. Характеристики станка:
- Производительность по жидкому топливу за сутки — 2 т, твердому остатку — 1,6 т, газу — 1 т, металлокорду — 0,6 т.
- Потребление сырья на уровне 5 т за сутки. Выход жидкого топлива составляет 40%.
- Устанавливается на открытой площадке, в качестве топлива используется выделяемый в процессе шин газ.
- Высота станка — 10 м, длина — 5 м, ширина — 2,5 м.
- Обслуживают два человека.
В производственную линию входят следующие аппараты:
- выжиматель посадочного кольца;
- агрегат для разрезания ленты;
- измельчающий;
- вибросито — 2 вида;
- магнит;
- воздушный сепаратор;
- электрический щит;
- транспортеры.
Покупают готовую производственную линию либо собирают станок по частям. Цена начинается от 950 долларов. Если не планируется дальнейшая переработка жидкого топлива, другого оборудования не потребуется.
Дополнительное оборудование:
Набор сотрудников
Станок обслуживают 2 человека. При работе в смену потребуются 4—5 человек. Высокая квалификация не нужна. Административный персонал зависит от масштабов производства, личного опыта, а также образования бизнесмена. Понадобятся:
- бухгалтер;
- приемщик сырья;
- менеджер по продаже крошки.
Предприниматель может самостоятельно выполнять функции одного или нескольких специалистов, к примеру, вести бухгалтерию и реализовать продукцию. Набор сотрудников осуществляется через объявления в социальных сетях, средствах массовой информации.
Каналы сбыта и реклама
Резиновая крошка выступает первоначальным сырьем для производства разной строительной продукции:
- напольных бесшовных покрытий;
- нескользящей плитки;
- дорожных покрытий;
- спортивных сооружений;
- бордюров;
- надгробий;
- боксерских груш;
- утеплителей;
- обуви.
При составлении бизнес-плана каналам сбыта нужно уделить особое внимание. Резиновая крошка — это не тот товар, который можно реализовать в розницу. Товар выступает производственным сырьем для изготовления готовой продукции. Следовательно, изначально надо определиться, кому реализовать.
Реклама нужна для расширения каналов сбыта и возможности увеличения масштабов производства. Обязательно дают объявления в доступных средствах массовой информации о приеме изношенных шин.
Необходимые документы и особенности налогообложения
Если деньги на стартовый капитал есть, можно открывать ИП. Затраты на оформление предпринимательства небольшие: 800 руб. стоит госпошлина, 1000 руб. — печать. Если бизнес открывается с привлечением инвестиций либо кредитных средств, регистрируют ООО. Эта форма удобна тем, что в случае банкротства собственники не несут ответственности личным имуществом, как это предусмотрено при оформлении ИП.
Необходимые документы:
- Паспорт.
- Идентификационный код.
- Заявление.
- Квитанция об оплате госпошлины.
Полезная информация:
Для осуществления предпринимательской деятельности на руках должны быть:
- Свидетельство о регистрации с указанным ОКВЭД. Для Российской Федерации — 38.
- Оформленные соответствующим образом сотрудники.
- Документация на оборудование.
- Разрешения пожарной службы, СЭС, органов местного самоуправления.
В некоторых источниках указана также лицензия на утилизацию шин. Покрышки относятся к 4 классу опасности. Для получения лицензии изначально нужно оформить разрешения пожарной инспекции, Роспотреб- и Росприроднадзора. Оформляется в течение 45 дней. Стоимость — 7500 руб.
Оптимальным вариантом налогообложения является УСН. Налог — 6% от выручки либо 15% от прибыли.
Расчет рентабельности и сроков окупаемости
Расчеты приблизительные. Трудно учесть все расходы и рассчитать доходы бизнесмена, не имея реальной картины его возможностей. Мини-завод может состоять из одной производственной линии либо иметь дополнительное оборудование. Средние результаты следующие:
Стартовый капитал:
Текущие расходы за месяц при условии аренды помещения:
Заработная плата разнорабочих составит в среднем 10 тыс. руб. Если завод работает в 2 смены, потребуются 4—5 человек. На оплату услуг бухгалтера, менеджера по сбыту и приемщика тратится в среднем 70 тыс. руб.
Главным преимуществом бизнеса является то, что сырье достается практически бесплатно. Затраты на покупку исходного материала минимальные.
Доходы:
Крошку продают по цене 17 руб. за 1 кг. При переработке 1 тонны получают 700 кг продукта. За сутки при полной загрузке измельчают 3 тонны сырья. За день предприятие реализует 2100 кг. При таком раскладе в месяц бизнесмен получает 410 700 руб. Металлокорт реализуют по 38 долларов за тонну. Окупаемость бизнеса — от 15 до 25 месяцев.
Переработка шин в крошку — прибыльный бизнес, но как сложатся дела на практике, зависит от многих факторов. Особое внимание нужно уделить рекламе и сбыту. Нужно максимально точно составить бизнес-план для получения реальной картины. Предпринимателей отпугивает величина стартового капитала, длительный процесс оформления документации. Рынок остается свободным, конкуренция незначительная.