Производство пакетов нельзя назвать инновационной идеей создания собственного бизнеса, поскольку оно было освоено еще в середине прошлого столетия. Однако изготовление упаковочного материала до сих пор считается довольно перспективным видом деятельности и не теряет актуальности. А при грамотном подходе и относительно небольших вложениях способно превратиться в постоянный источник дохода. Ниша может представлять интерес для новичков, которые стремятся идти по проторенному пути.
Содержание статьи:
Особенности бизнеса
В последние десятилетия особенно популярным и востребованным видом упаковки стал ПЭТ-материал. Пластиковые пакеты получили распространение во всех отраслях жизнедеятельности людей: в хозяйстве, торговой сфере, в организациях общественного питания, в строительстве и на предприятиях. Сегодня из ПЭ выпускают пищевую пленку, вакуумные мешочки для хранения и замораживания продуктов питания, упаковки одежды, сбора отбросов и мусора. Изделия нашли широкое применение и в распространении рекламы – печать ярких логотипов стала недорогим, но эффективным маркетинговым ходом.
Несмотря на то, что в мире пропагандируется идея замены пластиковой упаковки бумажной продукцией из-за проблем с утилизацией вторсырья и неспособностью быстро разлагаться, объемы выпуска первой постоянно возрастают.
Такая тенденция обусловлена рядом положительных факторов.
- Широкий ассортимент упаковочной продукции.
- Постоянный спрос покупателей.
- Регулярный сбыт путем заключения долгосрочных контрактов.
- Несложная технология изготовления с использованием малого количества оборудования.
- Упрощенная процедура найма персонала: работникам придется ознакомиться со станками и прослушать подготовительный курс по управлению и обслуживанию линии.
- Выбор стратегии (масштабное предприятие или мини-формат) и регулирование капиталовложений.
- Относительная дешевизна исходного материала, возможность повторной переработки.
- Значительная прибыль и, как следствие, быстрая окупаемость.
Несмотря на неоспоримые достоинства, стоит отметить и недостатки бизнеса.
- Организация масштабного предприятия потребует высоких финансовых затрат.
- Для размещения специального оборудования понадобится аренда просторного помещения.
- Создание цеха в мини-формате не способно обеспечить высокую прибыль, а вероятность убытков при уменьшении спроса значительно возрастает.
Продажа крупных партий продукции отличается массой достоинств, но предполагает отсрочку платежа со стороны оптовиков, что негативно влияет на платежный оборот и увеличивает риск дебиторской задолженности.
Виды пакетов
Пакетная продукция подразумевает массу разновидностей упаковки. Исходя из цели применения, выделяют:
- Пакеты для расфасовки продуктов, выпускаемые из материала разной толщины. Они предназначены для упаковки, хранения и защиты пищи (одежды) от внешнего воздействия.
- Пакеты-майки. Их прозвали за внешнее сходство с элементом одежды и нестандартное расположение ручек. Выпускаются из ПЭ любого качества. Поэтому получаются шершавыми или гладкими на ощупь.
- Мешки для мусора. Производятся из ПЭ-пленки любой степени плотности. Они отличаются вместительными габаритами и дополняются для удобства тесьмой.
- Изделия с петлевыми или вырубными ручками. Наиболее сложная в изготовлении продукция, предусматривающая несколько модификаций. Изготавливаются как из ПЭВП, так и ПЭНП.
Интересно, что первый фасовочный пакет был изготовлен в Америке в 1957 году и предназначался для упаковки фруктов, овощей, хлеба и сэндвичей.
Технология производства
Изготовление полиэтиленовых пакетов – относительно несложная и доступная для освоения технология. Поэтому к работе чаще всего привлекается персонал, прошедший ознакомительный курс по управлению поточной линией.
Процесс создания упаковочной продукции протекает в соответствии с определенным алгоритмом.
- Гранулированный материал засыпают в экструдер. Здесь сырье плавится до однородного состояния.
- В горячем виде оно выдавливается через отверстия заданного диаметра. Это позволяет регулировать толщину заготовки.
- Для охлаждения выдавленного пленочного полотна и ускорения процесса его намотки на барабан под большим давлением подается воздушный поток.
- «Рукав» нарезается на части заданной длины. При необходимости на его поверхность наносится рисунок.
- Далее заготовки отправляются в машину, где создается макет будущего изделия, формируется складка дна.
- Края швов нагреваются и свариваются.
- Выполняется формирование (вырезка) ручек.
На завершающем этапе проверяется прочности швов, правильность раскроя и нанесения рисунка, выявляются другие дефекты, после чего пакеты из полиэтилена упаковываются в пачки по 100 штук.
Необходимые документы и разрешения
Прежде чем заниматься организационными вопросами, необходимо зарегистрировать свой бизнес и определить форму собственности. Чтобы запустить небольшой производственный цех, целесообразно оформить индивидуальное предпринимательство – ИП. Срок выполнения процедуры от подготовки документов до получения свидетельства обычно не превышает 5 рабочих дней, если действовать по упрощенной схеме. Для реализации понадобится:
- подать заявление, составленное в произвольной форме;
- сделать ксерокопию паспорта;
- уплатить госпошлину за рассмотрение заявки;
- встать на учет в государственные органы;
- открыть расчетный счет в банке.
В случае создания масштабного производства имеет смысл зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью.
В этом случае понадобится представить более внушительный пакет документов:
- Заявление, составленное в произвольной форме.
- Решение акционеров о создании ООО.
- Устав организации.
- Сведения о директоре и главном бухгалтере.
- Квитанция об уплате госпошлины.
- Юридический адрес.
- Уставной капитал.
При оформлении бизнеса следует выбрать код деятельности по ОКВЭД.
Применительно к данному типу производства целесообразно выбрать:
- 22 – изготовление изделий из пластмассы для упаковки;
- 47 – оптовая торговля непродовольственными товарами.
Не менее важно добиться письменного одобрения:
- министерства экологии;
- санэпидемической организации;
- департамента электронадзора.
Представители пожарной службы должны выдать бумагу о соответствии объекта требованиям противопожарной безопасности.
Анализ рынка и конкурентов
Планируя организовать собственное дело по производству полиэтиленовых пакетов и мешков, следует определить наличие конкурентов и их возможности, изучить рынок сбыта, ценовую политику, востребованность упаковочных изделий. Согласно многолетним наблюдениям, в каждом регионе без проблем способны работать 5-10 производителей, но только если одно предприятие будет крупным, а все остальные станут работать в мини-формате. Обычно наличие крупного производителя не мешает мелким частникам выпускать пленочную продукцию в форме «маечек» или «бананов».
На стоимость одного пакета могут влиять такие факторы:
- габариты изделия;
- форма самого мешка и конфигурация ручки, наличие или отсутствие складки дна;
- количество цветов, которые применяются при нанесении цветной печати изображений;
- плотность пленочного материала, из которого изготавливается продукция.
К тому же, пластиковые пакеты – невероятно популярный товар, который используется повсеместно. Он одинаково востребован в небольших магазинах и крупных супермаркетах, на рынках и у частных клиентов. Пластиковые изделия можно использовать в качестве сумок, как мешки для хранения продуктов и сбора пищевых отходов. Главная привлекательность бизнеса – увеличение спроса на данную продукцию.
Выбор формата: полный цикл или мини-цех
Открывая собственное дело, почти каждый предприниматель задается вопросом: насколько реально наладить прибыльное производство с минимальным капиталовложением? Чтобы получить ясный ответ, нужно определиться с выбором стратегии производства.
Сегодня начинающий бизнесмен имеет возможность организовать выпуск упаковочного материала из полиэтилена с полным или частичным оборотом изготовления. В первом случае он организует весь производственный комплекс и контролирует реализацию задач на каждом этапе. Во втором – он вынужден приобретать пленку в рулонах на стороне и, зачастую не по оптовой цене, что может отразиться на себестоимости готовых изделий.
С учетом масштабов производства ему придется:
- Арендовать или покупать помещение соответствующей площади;
- Приобретать оборудование, стоимость которого будет составлять от 250 тысяч до нескольких миллионов;
- Нанимать определенное количество работников.
Доказано, что на создание предприятия с полномасштабным процессом усилий и денежных средств будет затрачено в 10 раз больше, чем на открытие мини-цеха. Несмотря на это, второй вариант может стать прибыльным, если будут выполнены следующие условия:
- подписано соглашение на приобретение качественного сырья по низкой цене;
- заключен договор на сбыт продукции;
- финансовые затраты на обслуживание линии будут минимальными.
Одновременно никто не может гарантировать, что предприятие полного цикла способно понести убытки в случае повышения цен на сырье или отказа оптовика от сотрудничества.
Поиск помещения
Считается, что изготовление пластиковых мешков представляет опасность для окружающей среды из-за особенностей химических процессов, отходов, и вредных выбросов в атмосферу. Поэтому, прежде чем заняться поиском помещения, необходимо ознакомиться с требованиями, которые предъявляют контролирующие органы.
- Предприятие должно находиться в промышленной зоне, в стороне от жилых кварталов и занимать территорию в 200-250 кв. м.
- Рабочий цех следует оборудовать в помещении с высотой потолков 6-8 м, и площадью, которая позволит установить машинное оборудование.
- Поскольку изготовление пластиковых мешков несет вредность для здоровья, необходимо проверить наличие исправной вентиляции, качество электрической проводки, инженерных коммуникаций.
- Дополнительного пространства должно хватать для обустройства зон складирования исходного сырья и готовых изделий, а также размещения персонала – офиса, раздевалки, санузла, и т. п.
Помимо этого важно иметь удобную подъездную дорогу, а также зону для проведения погрузочно-разгрузочных работ.
Закупка оборудования
Специфика технологии изготовления ПЭТ-изделий предполагает не только аренду подходящего объекта, но также установку специального оборудования. При выборе техники целесообразно проконсультироваться с продавцами, которые обычно являются дилерами крупных компаний.
В производственный цикл могут быть включены следующие позиции:
- Экструзионная машина. Она предназначена для плавки гранулированного сырья, создания рукава – заготовки будущего мешка.
- Станок для пластиковых зажимов. Основной функцией является изготовление упаковочных держателей.
- Вырубное устройство. Нарезает рукав на заготовки, которые сразу же превращает в полноценные пакеты.
- Флексопечатный аппарат. Наносит изображения и надписи на изделия посредством эластичных форм.
При оформлении заказа следует учитывать сроки доставки, а также время, необходимое на проведение сборочных и пуско-наладочных работ. В целях экономии рекомендуется закупать оборудование частями. К примеру, чтобы не приобретать дорогую флексопечать, можно заказать рисунки на стороне. Выбирая оборудование, стоит позаботиться и о мебели: столах, стульях, шкафов для одежды и документов, оргтехнике.
Закупка сырья
Согласно требованиям для изготовления пакетов необходимо применять сырье следующих видов:
- ПВД – полиэтилен высокого давления в гранулах, предназначенный для пищевых продуктов. ГОСТ16377-77;
- ПНД – полиэтилен низкого давления в виде гранул, рассчитан на все виды непродовольственных товаров. ГОСТ 16338-85.
- Смешанный тип материала.
Покупая материал, необходимо получить сертификаты соответствия. Кроме пленки, для нанесения цветных изображений понадобится дополнительно приобрести:
- Специальные красящие пигменты;
- Концентрат для колерования пленочного полотна;
- Твердый полимер для изготовления трафаретов.
Набор и обучение персонала
Процесс изготовления пластиковых мешков практически полностью автоматизирован, поэтому на работников в цеху возлагаются функции по управлению и обслуживанию техники. Остальной персонал призван решать организационные вопросы и вести бухгалтерский учет. Поэтому количество сотрудников должно соответствовать специфике и масштабам проводимых работ. Для предприятия с полным оборотом производства достаточно будет набрать следующий штат специалистов:
Должность | Количество, человек |
Рабочие | 2 |
Бригадир, он же техник-наладчик | 1 |
Грузчики | 2 |
Менеджер по продажам | 1 |
Водитель | 1 |
Бухгалтер | 1 |
Технолог | 1 |
Управляющий делами | 1 |
При приеме на работу необходимо провести собеседование с сотрудниками, определить условия труда и заключить контракты.
Каналы сбыта и реклама
Поиск будущих клиентов целесообразно организовать на стадии оформления документов и разрешений. С этой целью требуется подробно проанализировать рынок, действующие предложения, особенности ценообразования, найти тех, кто заинтересован в приобретении продукции (для собственной деятельности или дальнейшего распространения в розничной сети). Уже на данной стадии к работе целесообразно подключить менеджера, и поручить проведение переговоров и заключение контрактов.
Одновременно нужно организовать рекламную кампанию: составить коммерческий бриф, изготовить и распространить рекламную продукцию (проспекты, листовки, буклеты, визитки), создать веб-страницу или сайт, где указать преимущества сотрудничества. Параллельно распространить объявления на онлайн-ресурсах и в СМИ.
Договора на покупку готовой продукции следует заключить уже к моменту запуска предприятия. Это поможет наладить изготовление упаковки и отгрузку с первых дней.
Расчет рентабельности
Производство упаковочных материалов из ПЭ считается высокорентабельным бизнесом. Сроки окупаемости запущенного производства несложно определить путем несложных расчетов.
- Если ориентироваться на базовый комплект, то покупка станков и оборудования обойдется в минимальную сумму – 250 000 рублей.
- За смену при восьмичасовом рабочем дне линия способна выпускать в среднем 25 тысяч изделий.
- Себестоимость одного пакета составляет 30 копеек.
- При отгрузке большими партиями минимальная стоимость одной единицы не будет превышать в 0,6 рубля.
- Если допустить, что продукция будет уходить со склада регулярно и без задержек, то за один месяц предприятие способно получить доход в 500 000 руб. и выше.
Следовательно, финансовые вложения окупятся спустя 15-18 месяцев.
Подводя итоги, стоит отметить, что производство упаковки из полиэтилена не теряет популярности, несмотря на высокую конкуренцию в данной сфере. Чтобы не прогореть, следует грамотно составить бизнес-план, в котором учесть нюансы: заминка в случае поломки оборудования, повышение цен конкурентами, увеличение расходов на коммунальные услуги, а также коммерческие риски.