Как открыть аптеку: пошаговая инструкция с подробным описанием действий

Чтобы открыть аптеку, нужно ознакомиться с особенностями этого бизнеса. Выгодная ниша привлекает опытных бизнесменов  и начинающих предпринимателей. Однако нужно помнить, что отрасль еще и высококонкурентная. Владельцами аптечного бизнеса становятся фармацевты, но это условие не является обязательным. Первым делом следует собрать большой капитал и получить необходимую информацию.

Особенности аптечного бизнеса

Покупатели идут в аптеку, как в продуктовый магазин. Ежедневный поток клиентов обещает высокую прибыль. Если правильно составить бизнес-план и спланировать действия до мелочей, тогда можно отодвинуть на задний план конкурентов и занять свою нишу. При этом нужно понимать, что аптечный товар особенный, для его реализации требуется разрешение. Лекарствами торгует только специалист. Если у владельца нет фармацевтического образования, он должен взять на работу сотрудника, соответствующего предъявленным требованиям.

В Федеральном законе от 22.07.1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» приводится перечень препаратов, которые называются «лекарством» и подлежат обязательному лицензированию. Это средства для лечения и профилактики заболеваний, диагностики, выявления и предупреждения беременности. Они могут иметь растительное, животное и синтетическое происхождение. Заниматься продажей препаратов имеют право только специальные учреждения — аптеки, в том числе ветеринарные.

Кроме того, учреждения активно реализуют гомеопатические средства. Официально такие препараты не являются лекарством, поэтому для их реализации не требуется специальное разрешение. Если торговать гомеопатией, средствами по уходу за телом, получать лицензию не нужно. Однако в связи с неоднозначным отношением людей к гомеопатии многие предприниматели не рискуют сужать поле деятельности и отказываться от медикаментов.

Особенности аптечного бизнеса

Аптеками признаются организации, соответствующие установленным законом РФ требованиям. Это учреждения, которые занимаются продажей и изготовлением лекарственных средств. Возможна оптовая и розничная реализация товаров. В соответствии с законом N 86-ФЗ для осуществления фармацевтической деятельности необходимо обязательное лицензирование на основе предоставленных документов. К ним относятся:

  • сертификаты;
  • справку, выданную в санитарно-эпидемиологической службе;
  • договор, подтверждающий право собственности или аренду.

Для открытия аптеки нужно получить разрешение в органах местного самоуправления. Желающим нужно предоставить пакет документов:

  • лицензию;
  • сертификаты, дающие право заниматься фармацевтикой;
  • документы на помещение.

После получения разрешения местной власти приступают к закупке оборудования и товара, обустройству помещения.

Разновидности аптек

Законодательством утверждены такие разновидности аптек:

  • производственная;
  • реализационная;
  • межбольничная;
  • больничная;
  • гомеопатическая;
  • районная;
  • городская;
  • учреждения здравоохранения;
  • центральная.

С учетом площади торгового зала выделяют:  

  • аптечный пункт;
  • магазин;
  • киоск.

Кроме того, аптеки бывают частными, государственными и коммунальными.

Регистрация ИП или ООО

Открывать аптеки разрешается физическим и юридическим лицам: индивидуальным предпринимателям (ИП), обществам с ограниченной ответственностью (ООО). Главным вопросом является система налогооблажения. Чтобы реализовать товар по безналичному расчету, выбирают ОСНО либо упрощенную систему. На ассортимент лекарств и вид аптеки не влияет организационно-правовая форма.

Регистрация ИП или ООО

Индивидуальным предпринимателем является физическое лицо, осуществляющее вид деятельности, установленной законодательством. Для открытия бизнеса нужно собрать первоначальный капитал, получить разрешение. У юридического лица есть смета или самостоятельный баланс. К распространенным формам для малого и среднего бизнеса относится ООО. Оно отличается простотой создания и оперативностью.

Сравнительная характеристика
ИПООО
Нужные документы для регистрации: заявление, паспорт, ИНН, квитанция об уплате пошлины (800 р.)Заявление, протокол с решением о создании юридического лица, договор, устав, квитанция, подтверждающая уплату пошлины (4000 руб.)
Нет необходимости открывать расчетный счет и заказывать печатьРасчеты происходят через счет, нужна собственная печать
Штрафы за нарушение деятельности минимальныеШтрафы большого размера. За однократное нарушение штрафу подвергают юридических и должностных лиц
Доход используется по собственному усмотрениюПрибыль распределяют между всеми лицами. С нее нужно уплатить подоходный налог в размере 9%
Отсутствуют жесткие требования к кассе, бухгалтерскому учету. При ЕНВД вовсе не ведется учетНужно вести бухгалтерию
Отсутствуют учредительные документыДействует устав
ИП становится работодателем только после оформления первого трудового договора с сотрудникомООО после регистрации становится работодателем. При отсутствии наемных работников сдается нулевая отчетность
Можно рассчитываться наличнымиНельзя передавать свыше 100000 руб.
Регистрация по месту жительства физлицаРегистрация по месту проживания гендиректора либо фактического нахождения учреждения
Предприниматель за обязательства отвечает собственным имуществомУчастники несут риск только в соответствии с размерами устава, а не собственного имущества
Нельзя продать бизнесРазрешается продавать аптеку

Удобнее регистрировать индивидуальное предпринимательство, но оно невыгодно с точки зрения рисков. Если партнеров несколько, лучше оформить ООО, если бизнесом будет заниматься одно лицо — ИП.

Оформление онлайн

Поиск помещения

Для открытия своей аптеки нужно подыскать соответствующее помещение. Также учитывается его место расположения. Как правило, в центре города больший наплыв посетителей, выше цена на лекарства и больше прибыть. В селе здание подыскивают в месте скопления людей, например, вблизи административного здания, больницы, конторы, магазина. Еще одним прибыльным местом являются спальные районы населенного пункта. Хорошо подходят для киосков с невысокой ценовой категорией.

Минимально допустимая площадь — 80 кв. м. Сюда входят:

  • производственное помещение — 60 кв. м;
  • комната для приема и распаковки товаров;
  • торговый зал;
  • архив;
  • кабинет для бухгалтеров, специалистов (15 кв. м);
  • подсобные помещения.

Отделку стен и потолков осуществляют моющимися материалами. В здании должны быть канализация, водоснабжение, отопление, электроснабжение.

Минимальный размер площади аптеки в зависимости от населенного пункта:

  • город — 50 кв. м;
  • ПГТ — 40 кв. м;
  • сельская местность — 30 кв. м.

Средний размер торговой площади — 18 кв. м. Помещение в большинстве случаев арендуют.

Поиск помещения

Подбор и закупка оборудования

К аптечному оборудованию предъявляют жесткие требования. Стеллажи и полочки должны быть из пластика, пластмассы, стекла. Поверхности периодически протирают влажными салфетками, обрабатывают антисептическими средствами. Конструкция прилавка должна защищать персонал от инфекции.  Чтобы обустроить аптеку, понадобится купить:

  • стеллажи;
  • полочки;
  • столы;
  • стулья;
  • сейф;
  • холодильное оборудование;
  • компьютер, монитор;
  • терминал;
  • кассовый аппарат.

Дизайн собственник бизнеса может выбирать по своему усмотрению. Для удобства клиентов в зале ставят небольшой столик, стулья, кресла либо диван. Все зависит от того, каких покупателей нужно привлечь, в каком месте находится аптека, каков размер площади.

Размер вложений на оборудование рассчитывается в каждом случае индивидуально. Кроме того, не нужно забывать о системе сигнализации и охране аптеки.

Подбор и закупка оборудования

Закупка лекарств и сопутствующих товаров

В учреждении должен присутствовать определенный минимальный ассортимент лекарств. Согласно законодательству России, при отсутствии хотя бы одного наименования налагается штраф от 40 до 50 тыс. руб. либо грозит приостановление деятельности сроком на 90 суток. Закупка медикаментов ведется у разных поставщиков.

Кроме медикаментов в аптеке продаются:

  • средства по уходу за телом;
  • гигиенические средства;
  • диетическое питание;
  • БАДы;
  • витамины;
  • минеральная вода.

Начать закупку можно с 5000 либо 10000 наименований лекарств.

Закупка лекарств и сопутствующих товаров

Подбор сотрудников

Если бизнес начинать с нуля без фармацевтического образования, нужно подыскать квалифицированного специалиста с наличием сертификата провизора. Он может также выполнять функции товароведа, продавца. Если владелец аптеки сам имеет высшее фармацевтическое образование, без наемных рабочих высокой квалификации можно обойтись. Принимают несколько фармацевтов со средним специальным образованием. Количество сотрудников зависит от режима работы учреждения. Довольно часто отпускают товар владельцы и члены их семей.

Для ведения бухгалтерской отчетности нанимают отдельного специалиста либо выполняют его обязанности самостоятельно. Частично функции бухгалтера может осуществлять сотрудник, принимающий и отпускающий товар. Руководитель должен быть фармацевтом с высшим образованием и опытом работы минимум 3 года либо иметь среднее специальное образование и работать на этой должности не меньше пяти лет. Наличие сертификата обязательно.

Если предприниматель не фармацевт, он обязан нанять специалиста, отвечающего указанным требованиям. Раз в 5 лет нужно посещать курсы повышения квалификации, ежегодно проходить медицинскую комиссию.

Поиск сотрудников осуществляется на сайтах в интернете, среди друзей, с помощью объявлений в соцсетях либо местной газете.

Подбор сотрудников

Разрешения и согласования

Для получения СЭС нужно предоставить:

  • заявление;
  • паспорт;
  • идентификационный номер;
  • свидетельство о регистрации физлица либо юрлица;
  • документы, подтверждающие аренду или право на собственность;
  • выписку из ЕГРН;
  • договоры на дезинфекцию, утилизацию люминесцентного освещения, прохождение работниками медкомиссии;
  • медкнижки;
  • план БТИ;
  • показатели освещения помещения.

Изначально получают санитарный паспорт, разрешающий начать аптечный бизнес в выбранном помещении, затем следует взять разрешение, выданное в пожарной службе.

Для оформления лицензии собирают следующий пакет документов:

 Пакет документов

 Оформление лицензии

Лицензия действует постоянно. После сбора всех документов получают разрешение на открытие аптеки в местных органах власти.

Лицензия

Рекламное продвижение

Когда все готово к открытию, нужно о себе рассказать. Деньги, которые потратились на рекламу, окупятся при правильном подходе. Наиболее распространенные варианты:

  • яркая и большая вывеска;
  • музыка и огоньки для привлечения внимания;
  • воздушные шары у входа;
  • реклама в социальных сетях города;
  • раздача визиток;
  • привлечение аниматоров в день открытия.

Пример живой рекламы:

 Рекламное продвижение

В дальнейшем для привлечения клиентов предлагают депозитную карту, скидки, программу накопления.

Целесообразность покупки франшизы

Готовый бизнес-план аптеки предоставляется при покупке франшизы. Это возможность воспользоваться раскрученным брендом, привлечь большое количество покупателей. К слову, многие индивидуальные предприниматели пользуются франшизой. В год закрывается по 600 малоизвестных аптек, не выдерживающих конкуренции. Франшиза дает определенную гарантию, что бизнес пойдет вверх, принесет прибыль. Предложений очень много.

Суть бизнеса по франшизе заключается в том, что ежемесячно в течение действия договора нужно отчислять оговоренную сумму франчайзерам. Они взамен предлагают налаженную систему закупки оборудования, товара, поддержку в организационных вопросах, рекламу. Стоит готовый бизнес от 800 тыс. до 2 млн руб. Срок окупаемости — от 6 месяцев.

Договор заключается на 2 года минимум с возможностью продления. Франшиза известных брендов предоставляется жителям городских населенных пунктов. Затраты оправданы.

Расчет рентабельности и срока окупаемости

Чтобы знать реальные цифры, нужно сделать самостоятельные расчеты. Главными затратами будут:

  • покупка оборудования, товара;
  • аренда помещения либо приобретение здания;
  • ремонт под аптеку;
  • приобретение компьютера, программного обеспечения, кассового аппарата.

Кроме того, придется потратиться на:

  • сигнализацию;
  • рекламу;
  • получение разрешающих документов, лицензии.

Изначальные вложения таковы:

  • ремонтные работы — 150 долларов за 1 кв. м;
  • оборудование, кондиционеры — 1300 долларов;
  • товар — 20000 долл.;
  • оформление документации — не меньше 400 долл.;
  • реклама — 200 долл.

Ежемесячные расходы:

  • аренда — в среднем 5 долл. за 1 кв. м;
  • платежи за коммунальные услуги — 100 долл. зимой;
  • охрана — от 50 долл.;
  • зарплата одного сотрудника — 400 долл.;
  • налоги — 300 долл.;
  • рекламная акция — 50 долл.

Окупаемость составляет 15—17%. Срок —3 года. Для начала бизнеса нужно иметь не меньше 30 тыс. долл. Раскрутка длится 6 месяцев.

Расчет рентабельности и срока окупаемости

Пошаговая инструкция по открытию аптечного бизнеса:

  1. Определиться с названием и собственным брендом.
  2. Составить бизнес-план с реальными расчетами.
  3. Регистрация.
  4. Выбрать помещение, сделать в нем ремонт.
  5. Закупить оборудование и товар.

Скорость раскрутки и успешность бизнеса зависят от многих факторов, в том числе от форс-мажорных обстоятельств. Аптечный бизнес приносит хорошую прибыль, но нужно помнить о сильной конкуренции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: