Мобильная кофейня – это интересный вариант бизнеса с небольшими вложениями и быстрыми сроками окупаемости (12-15 месяцев). Начинающих предпринимателей привлекает возможность регулярно менять места продажи, получить хороший доход в сезон и даже работать самостоятельно, экономя на зарплате сотрудникам. С другой стороны, у этого бизнеса есть определенные риски, которые также стоит честь при составлении плана.
Содержание статьи:
Особенности бизнеса
Кофейный бизнес относится к высокорентабельным, поскольку с одной стороны, на кофе всегда есть стабильный спрос, а с другой – себестоимость 1 стакана составляет 15-25 рублей. Наряду с этим у кофейни на колесах есть и собственные преимущества:
- небольшие вложения;
- возможность взять машину в аренду;
- возможность произвольно менять места расположения;
- такой бизнес сравнительно легко оформить;
- работать можно самостоятельно.
С другой стороны, предприниматель должен трезво взвесить возможные риски. К наиболее важным относятся:
- высокая конкуренция (особенно в крупных городах);
- сезонность;
- пробки в дороге – потеря времени и денег;
- зависимость от погодного фактора;
- форс-мажор – поломка машины или ДТП.
Анализ рынка и конкурентов
Со всеми перечисленными недостатками можно и нужно справиться. Поэтому предварительно предприниматель обязательно должен проанализировать рынок, на который он входит. Еще перед покупкой или арендой автомобиля следует несколько дней посвятить изучению конкурентов и ниши. В результате будущий бизнесмен получит ответы на конкретные вопросы:
- где в городе, районе наиболее трафиковые места;
- сколько стаканов кофе продается в час/в день (можно понаблюдать за работой конкурентов);
- количество конкурирующих организаций;
- ценовая политика и ассортимент;
- сильные стороны;
- недостатки.
Особое внимание следует обратить именно на преимущества и недостатки конкурентов. Возможно, предпринимателю стоит зайти на рынок с более низкими ценами или с более разнообразным ассортиментом. Другой вариант – художественное оформление кофейни, подсветка, проведение рекламных акций и т.п. Бизнес необходимо оживить и подать с такой стороны, чтобы покупателю захотелось приобрести кофе именно в этой машине.
Необходимые документы и разрешения
Для продажи кофе на колесах предприниматель оформляет документы и разрешения. В первую очередь он регистрирует компанию и получает свидетельство из ЕГРИП. Также закон предполагает получение документов и оформление разрешения от СЭС. Перечень выглядит так:
- заключение СЭС (с пометкой «розничная торговля напитками»);
- документы на машину с передвижной кофейней (если был переоборудован личный автомобиль);
- разрешение на торговлю – выдается в местной администрации;
- трудовой договор с 1 или несколькими бариста;
- санитарная книжка на каждого сотрудника;
- сертификат на машину (выдается в центре сертификации).
Зарегистрировать компанию и оформить документ предприниматель сможет самостоятельно, хотя это отнимет 3-5 дней. Также есть возможность обратиться в специальную организацию, которая выполнит всю работу за 15-20 тыс. руб.
При открытии компании бизнесмен также выбирает режим налогообложения. Для автомобильной кофейни подходит упрощенная система УСН. В первом варианте компания отчисляет 6% от дохода, во втором – 15%. Поскольку расходы по расчетам бизнес-плана составляют менее 60% от ожидаемых доходов, то выгоднее выбрать первый вариант (6%).
При оформлении компании указывают код ОКВЭД 47.9, что означает: «Торговля розничная вне магазинов».
Три основных формата работы
В зависимости от предпринимательского опыта и размера первоначальных вложений бизнесмен выбирает один из трех форматов работы. Бизнес ведется по франшизе, на арендованном или собственном автомобиле, приобретенном в кредит.
По франшизе
Это покупка узнаваемого бренда и готовых инструкций по оборудованию автомобиля, поиску подходящего бизнеса, бизнес-планом и другими методиками. Предприниматель выплачивает владельцу франшизы единовременный взнос, а также 5-10% от ежемесячного дохода (сумма определяется условиями договора).
Преимущества работы по франшизе – быстрая раскрутка компании и выход на рентабельность в первый год благодаря известному бренду. Однако предпринимателю придется строго следовать инструкциям – например, заказывать кофе только у конкретных поставщиков, работать по определенной технологии и т.п.
Несмотря на то, что бизнес по франшизе с высокой вероятностью окупиться, все риски, связанные с непредвиденными обстоятельствами, предприниматель несет самостоятельно. Поэтому 100% гарантии заработка невозможно дать даже в этом случае.
Аренда автокофейни
В этом случае фургон с кофейным аппаратом арендуется, благодаря чему предприниматель вкладывает 50-100 тыс. руб. Однако размер ежемесячной прибыли уменьшается на 30-60 тыс. (в среднем это 30% чистой прибыли) раз из-за арендного платежа. В результате бизнесмен быстро зарабатывает деньги и может уже приобрести собственный автомобиль.
С другой стороны, стоит проанализировать, почему владелец машины не стал самостоятельно зарабатывать на ней, а предпочел сдать в аренду. Возможно, он развивает более выгодную компанию. Но причины могут быть связаны и с проблемами с автомобилем, кофемашиной и другим оборудованием.
Покупка и оборудование авто
Это самый дорогостоящий вариант, предполагающий вложения более 1,2 млн. руб. Бизнесмен приобретает собственный автомобиль, самостоятельно составляет план, продумывает риски, составляет смету и выбирает подходящее место. Преимущества – отсутствие арендного платежа и полная свобода действий. Однако если допустить просчеты и не взвесить какие-либо обстоятельства, можно потерять 500-600 тыс. руб. Но даже в крайнем случае предприниматель сумеет компенсировать убытки благодаря:
- сдаче автомобиля в аренду;
- его переоборудованию для заработка другим способом;
- перепродаже машины/бизнеса.
Закупка кофе и других расходников
Основной расходный материал – это кофе. Его приобретают только у ответственных поставщиков, поскольку от качества сбора, степени обжарки и условий хранения сильно зависит вкус напитка. Предварительно его нужно попробовать самостоятельно, выбрав среди нескольких поставщиков наиболее подходящего. Наряду с зернами владелец кофейни регулярно приобретает и другие расходные материалы:
- сахар;
- сиропы – в ассортименте их должно быть от 10;
- молоко – в день тратится 3-пачки.
Лучше сотрудничать с 2-3 поставщиками. Это позволит подстраховаться на тот случай, когда поставка сорвется или качество материала упадет, повысится цена и т.п.
Поиск площадки
При выборе места владельцы мобильной кофейни ориентируются на целевую аудиторию. Основные покупатели кофе:
- школьники и студенты;
- офисные работники;
- мамы на прогулке с детьми;
- случайные прохожие.
Очевидно, что чем больше проходимость, тем больше продажи. Поэтому кофейня располагается в трафиковых местах:
- парки;
- площади, где проводятся массовые мероприятия;
- центральные, широкие улицы с высоким трафиком;
- университеты колледжи, школы;
- студенческие городки;
- конечные пункты автобусов и другого транспорта;
- городские достопримечательности.
Набор и обучение персонала
Для работы понадобится 2 бариста, которые будут выходить посменно – по 10-12 часов в день в режиме 2/2. Поиск сотрудников проводится на крупных порталах, в том числе на авито, Job.ru, HeadHunter и других сайтах. Предприниматель публикует вакансию, после чего собирает резюме, анализирует их и приглашает сотрудников на собеседование. При отборе учитывается несколько критериев:
- возраст: 20-35 лет;
- опыт работы бариста от 6-12 месяцев;
- коммуникабельность;
- позитивный настрой;
- водительские права категории В;
- опыт вождения автомобилем от 6-12 месяцев;
- наличие медицинской книжки или готовность оформить ее.
Обучение (оплачиваемая стажировка) длится 3-5 дней, после чего предприниматель заключает с сотрудником индивидуальный договор.
Реклама и маркетинг
Даже такой ходовой товар, как кофе, нужно продвигать на рынке. Основной канал – это оформление самого автомобиля: логотип, фирменный стиль, подсветка. Аналогичный дизайн наносят на стаканы, салфетки и другие расходные материалы. Также клиентов привлекает рекламный штендер с названием напитков и ценами.
Еще один способ продвижения – это социальные сети (аккаунты и группы). Здесь можно устроить опрос среди пользователей, где они бы хотели увидеть машину с кофейней, например, завтра или на ближайшие праздничные и выходные дни. Периодически можно проводить акции – промокоды, пятый стакан кофе в подарок и т.п.
Кофейня на колесах может быть тематической. Для этого ее украшают под сезон, к празднику и т.п. Это позволит привлечь дополнительных покупателей.
Расчет рентабельности и сроков самоокупаемости
Для расчета сроков окупаемости предпринимателю потребуется составить подробный бизнес план. Один из его разделов – это смета первоначальных вложений, оценка ежемесячных расходов и доходов. На основании этих цифр можно предположительно сказать, через какое время удастся компенсировать издержки и выйти на стабильную доходность.
Первоначальные вложения оцениваются в 1,2-1,5 млн. руб., причем основная расходная статья – это собственно мобильная кофемашина.
Расходная статья | Сумма, тыс. руб. |
Автомобиль | 700 |
Кофеварка | 100 |
Кофемолка | 50 |
Баллон и другое газовое оборудование | 30 |
Подсветка и систем электричества | 100 |
Отделка поверхностей нержавеющей сталью | 200 |
Логотип и другие элементы дизайна на авто | 100 |
Регистрация компании | 20 |
ИТОГО: 1 млн. 300 тыс. руб.
Ежемесячные расходы с учетом заработной платы 2 бариста составляют 90-100 тыс. руб. Если предприниматель сам будет обслуживать клиентов, издержки снижаются на 30-35 тыс. руб. в месяц.
Расходная статья | Количество | Сумма, тыс. руб. |
Газ пропан | 12 (по 50 л) | 5 |
Кофе | 6 кг | 4 |
Вода | 500 л | 1 |
Молоко | 20 л | 1 |
Стаканчики одноразовые | 6000 шт. | 3 |
Соломинки, трубки, салфетки | 6000 шт. | 1 |
Сахар | 4000 стиков* | 2 |
Зарплата | 2 сотрудника | 70 |
Налоги | — | 13 |
ИТОГО: 100 тыс. руб.
Стик – порционный пакетик сахара разной фасовки: 2, 5, 10 или 20 г. Наиболее распространенный вариант – по 5 г (неполная чайная ложка).
Себестоимость кофе на колесах в пределах 20 рублей за стакан, а с учетом транспортных расходов и технического обслуживания автомобиля – 30 рублей. Средняя стоимость одного стакана составляет 80 рублей, поэтому чистая прибыль – 50 руб. Исходя из этого рентабельность бизнеса – 100-200% (бывает и до 300%). Если предположить, что в день будет реализовываться от 100 стаканчиков, то по расчету:
- доход в день 8000 руб.;
- доход в месяц 240000 руб.;
- чистая прибыль 140000 руб.
При условии правильного выбора места предприниматель выходит на целевые показатели за 2-3 месяца. Поэтому срок рентабельности, за который удастся окупить и первоначальные вложения, составит 12-15 месяцев. Расчет сделан исходя из того, что бизнес будет открыт в начале сезона – т.е. до мая.
Зарабатывать на кофе с автомобиля вполне возможно. Благодаря высокой рентабельности этот бизнес был и остается выгодным. Однако рынок насыщен, поэтому предпринимателю стоит особенно тщательно изучить рынок и грамотно выбирать места продажи кофе. Особое внимание следует уделить прибыльным сезонам – это весна и осень.