Как открыть мобильную кофейню и выйти на высокую рентабельность в тот же год

Мобильная кофейня – это интересный вариант бизнеса с небольшими вложениями и быстрыми сроками окупаемости (12-15 месяцев). Начинающих предпринимателей привлекает возможность регулярно менять места продажи, получить хороший доход в сезон и даже работать самостоятельно, экономя на зарплате сотрудникам. С другой стороны, у этого бизнеса есть определенные риски, которые также стоит честь при составлении плана.

Особенности бизнеса

Кофейный бизнес относится к высокорентабельным, поскольку с одной стороны, на кофе всегда есть стабильный спрос, а с другой – себестоимость 1 стакана составляет 15-25 рублей. Наряду с этим у кофейни на колесах есть и собственные преимущества:

  • небольшие вложения;
  • возможность взять машину в аренду;
  • возможность произвольно менять места расположения;
  • такой бизнес сравнительно легко оформить;
  • работать можно самостоятельно.

С другой стороны, предприниматель должен трезво взвесить возможные риски. К наиболее важным относятся:

  • высокая конкуренция (особенно в крупных городах);
  • сезонность;
  • пробки в дороге – потеря времени и денег;
  • зависимость от погодного фактора;
  • форс-мажор – поломка машины или ДТП.

Особенности бизнеса

Анализ рынка и конкурентов

Со всеми перечисленными недостатками можно и нужно справиться. Поэтому предварительно предприниматель обязательно должен проанализировать рынок, на который он входит. Еще перед покупкой или арендой автомобиля следует несколько дней посвятить изучению конкурентов и ниши. В результате будущий бизнесмен получит ответы на конкретные вопросы:

  • где в городе, районе наиболее трафиковые места;
  • сколько стаканов кофе продается в час/в день (можно понаблюдать за работой конкурентов);
  • количество конкурирующих организаций;
  • ценовая политика и ассортимент;
  • сильные стороны;
  • недостатки.

Особое внимание следует обратить именно на преимущества и недостатки конкурентов. Возможно, предпринимателю стоит зайти на рынок с более низкими ценами или с более разнообразным ассортиментом. Другой вариант – художественное оформление кофейни, подсветка, проведение рекламных акций и т.п. Бизнес необходимо оживить и подать с такой стороны, чтобы покупателю захотелось приобрести кофе именно в этой машине.

Необходимые документы и разрешения

Для продажи кофе на колесах предприниматель оформляет документы и разрешения. В первую очередь он регистрирует компанию и получает свидетельство из ЕГРИП. Также закон предполагает получение документов и оформление разрешения от СЭС. Перечень выглядит так:

  • заключение СЭС (с пометкой «розничная торговля напитками»);
  • документы на машину с передвижной кофейней (если был переоборудован личный автомобиль);
  • разрешение на торговлю – выдается в местной администрации;
  • трудовой договор с 1 или несколькими бариста;
  • санитарная книжка на каждого сотрудника;
  • сертификат на машину (выдается в центре сертификации).

Зарегистрировать компанию и оформить документ предприниматель сможет самостоятельно, хотя это отнимет 3-5 дней. Также есть возможность обратиться в специальную организацию, которая выполнит всю работу за 15-20 тыс. руб.

Необходимые документы

При открытии компании бизнесмен также выбирает режим налогообложения. Для автомобильной кофейни подходит упрощенная система УСН. В первом варианте компания отчисляет 6% от дохода, во втором – 15%. Поскольку расходы по расчетам бизнес-плана составляют менее 60% от ожидаемых доходов, то выгоднее выбрать первый вариант (6%).

При оформлении компании указывают код ОКВЭД 47.9, что означает: «Торговля розничная вне магазинов».

Три основных формата работы

В зависимости от предпринимательского опыта и размера первоначальных вложений бизнесмен выбирает один из трех форматов работы. Бизнес ведется по франшизе, на арендованном или собственном автомобиле, приобретенном в кредит.

По франшизе

Это покупка узнаваемого бренда и готовых инструкций по оборудованию автомобиля, поиску подходящего бизнеса, бизнес-планом и другими методиками. Предприниматель выплачивает владельцу франшизы единовременный взнос, а также 5-10% от ежемесячного дохода (сумма определяется условиями договора).

Работа по франшизе

Преимущества работы по франшизе – быстрая раскрутка компании и выход на рентабельность в первый год благодаря известному бренду. Однако предпринимателю придется строго следовать инструкциям – например, заказывать кофе только у конкретных поставщиков, работать по определенной технологии и т.п.

Несмотря на то, что бизнес по франшизе с высокой вероятностью окупиться, все риски, связанные с непредвиденными обстоятельствами, предприниматель несет самостоятельно. Поэтому 100% гарантии заработка невозможно дать даже в этом случае.

Аренда автокофейни

В этом случае фургон с кофейным аппаратом арендуется, благодаря чему предприниматель вкладывает 50-100 тыс. руб. Однако размер ежемесячной прибыли уменьшается на 30-60 тыс. (в среднем это 30% чистой прибыли) раз из-за арендного платежа. В результате бизнесмен быстро зарабатывает деньги и может уже приобрести собственный автомобиль.

С другой стороны, стоит проанализировать, почему владелец машины не стал самостоятельно зарабатывать на ней, а предпочел сдать в аренду. Возможно, он развивает более выгодную компанию. Но причины могут быть связаны и с проблемами с автомобилем, кофемашиной и другим оборудованием.

Покупка и оборудование авто

Это самый дорогостоящий вариант, предполагающий вложения более 1,2 млн. руб. Бизнесмен приобретает собственный автомобиль, самостоятельно составляет план, продумывает риски, составляет смету и выбирает подходящее место. Преимущества – отсутствие арендного платежа и полная свобода действий. Однако если допустить просчеты и не взвесить какие-либо обстоятельства, можно потерять 500-600 тыс. руб. Но даже в крайнем случае предприниматель сумеет компенсировать убытки благодаря:

  • сдаче автомобиля в аренду;
  • его переоборудованию для заработка другим способом;
  • перепродаже машины/бизнеса.

Закупка кофе и других расходников

Основной расходный материал – это кофе. Его приобретают только у ответственных поставщиков, поскольку от качества сбора, степени обжарки и условий хранения сильно зависит вкус напитка. Предварительно его нужно попробовать самостоятельно, выбрав среди нескольких поставщиков наиболее подходящего. Наряду с зернами владелец кофейни регулярно приобретает и другие расходные материалы:

  • сахар;
  • сиропы – в ассортименте их должно быть от 10;
  • молоко – в день тратится 3-пачки.

Закупка кофе и других расходников

Лучше сотрудничать с 2-3 поставщиками. Это позволит подстраховаться на тот случай, когда поставка сорвется или качество материала упадет, повысится цена и т.п.

Поиск площадки

При выборе места владельцы мобильной кофейни ориентируются на целевую аудиторию. Основные покупатели кофе:

  • школьники и студенты;
  • офисные работники;
  • мамы на прогулке с детьми;
  • случайные прохожие.

Очевидно, что чем больше проходимость, тем больше продажи. Поэтому кофейня располагается в трафиковых местах:

  • парки;
  • площади, где проводятся массовые мероприятия;
  • центральные, широкие улицы с высоким трафиком;
  • университеты колледжи, школы;
  • студенческие городки;
  • конечные пункты автобусов и другого транспорта;
  • городские достопримечательности.

Набор и обучение персонала

Для работы понадобится 2 бариста, которые будут выходить посменно – по 10-12 часов в день в режиме 2/2. Поиск сотрудников проводится на крупных порталах, в том числе на авито, Job.ru, HeadHunter и других сайтах. Предприниматель публикует вакансию, после чего собирает резюме, анализирует их и приглашает сотрудников на собеседование. При отборе учитывается несколько критериев:

  • возраст: 20-35 лет;
  • опыт работы бариста от 6-12 месяцев;
  • коммуникабельность;
  • позитивный настрой;
  • водительские права категории В;
  • опыт вождения автомобилем от 6-12 месяцев;
  • наличие медицинской книжки или готовность оформить ее.

Обучение (оплачиваемая стажировка) длится 3-5 дней, после чего предприниматель заключает с сотрудником индивидуальный договор.

Реклама и маркетинг

Даже такой ходовой товар, как кофе, нужно продвигать на рынке. Основной канал – это оформление самого автомобиля: логотип, фирменный стиль, подсветка. Аналогичный дизайн наносят на стаканы, салфетки и другие расходные материалы. Также клиентов привлекает рекламный штендер с названием напитков и ценами.

Реклама и маркетинг

Еще один способ продвижения – это социальные сети (аккаунты и группы). Здесь можно устроить опрос среди пользователей, где они бы хотели увидеть машину с кофейней, например, завтра или на ближайшие праздничные и выходные дни. Периодически можно проводить акции – промокоды, пятый стакан кофе в подарок и т.п.

Кофейня на колесах может быть тематической. Для этого ее украшают под сезон, к празднику и т.п. Это позволит привлечь дополнительных покупателей.

Расчет рентабельности и сроков самоокупаемости

Для расчета сроков окупаемости предпринимателю потребуется составить подробный бизнес план. Один из его разделов – это смета первоначальных вложений, оценка ежемесячных расходов и доходов. На основании этих цифр можно предположительно сказать, через какое время удастся компенсировать издержки и выйти на стабильную доходность.

Первоначальные вложения оцениваются в 1,2-1,5 млн. руб., причем основная расходная статья – это собственно мобильная кофемашина.

Расходная статьяСумма, тыс. руб.
Автомобиль700
Кофеварка100
Кофемолка50
Баллон и другое газовое оборудование30
Подсветка и систем электричества100
Отделка поверхностей нержавеющей сталью200
Логотип и другие элементы дизайна на авто100
Регистрация компании20

ИТОГО: 1 млн. 300 тыс. руб.

Расчет рентабельности

Ежемесячные расходы с учетом заработной платы 2 бариста составляют 90-100 тыс. руб. Если предприниматель сам будет обслуживать клиентов, издержки снижаются на 30-35 тыс. руб. в месяц.

Расходная статьяКоличествоСумма, тыс. руб.
Газ пропан12 (по 50 л)5
Кофе6 кг4
Вода500 л1
Молоко20 л1
Стаканчики одноразовые6000 шт.3
Соломинки, трубки, салфетки6000 шт.1
Сахар4000 стиков*2
Зарплата2 сотрудника70
Налоги13

ИТОГО: 100 тыс. руб.

Стик – порционный пакетик сахара разной фасовки: 2, 5, 10 или 20 г. Наиболее распространенный вариант – по 5 г (неполная чайная ложка).

Себестоимость кофе на колесах в пределах 20 рублей за стакан, а с учетом транспортных расходов и технического обслуживания автомобиля – 30 рублей. Средняя стоимость одного стакана составляет 80 рублей, поэтому чистая прибыль – 50 руб. Исходя из этого рентабельность бизнеса – 100-200% (бывает и до 300%). Если предположить, что в день будет реализовываться от 100 стаканчиков, то по расчету:

  • доход в день 8000 руб.;
  • доход в месяц 240000 руб.;
  • чистая прибыль 140000 руб.

При условии правильного выбора места предприниматель выходит на целевые показатели за 2-3 месяца. Поэтому срок рентабельности, за который удастся окупить и первоначальные вложения, составит 12-15 месяцев. Расчет сделан исходя из того, что бизнес будет открыт в начале сезона – т.е. до мая.

Зарабатывать на кофе с автомобиля вполне возможно. Благодаря высокой рентабельности этот бизнес был и остается выгодным. Однако рынок насыщен, поэтому предпринимателю стоит особенно тщательно изучить рынок и грамотно выбирать места продажи кофе. Особое внимание следует уделить прибыльным сезонам – это весна и осень.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: