Как проводится оценка бизнеса: подходы, пошаговая инструкция и ошибки

Каждая компания имеет реальную рыночную стоимость, определить которую не всегда просто. Для уточнения этой информации проводится оценка бизнеса. Капитализацию предприятия определяют по доходам, расходам или сравнивая его с другими аналогичными организациями. Экспертизу проводят оценщики, работающие в соответствующих компаниях. По результату предоставляется отчет с расчетами, выводами и заключением о стоимости.

Разновидности стоимости

Стоимость компании представляет собой реальную (биржевую) цену, за которую продавец (реальный или потенциальный) готов приобрести эту организацию в данный момент времени. Этот финансовый показатель также называют рыночной капитализацией. Он представляет собой один из важнейших критериев, по которому можно судить о рентабельности бизнеса на данный момент и перспективах развития в обозримом будущем.

Наряду с рыночной существуют и другие виды стоимости, которые также используются на практике. Они предусмотрены федеральным стандартом ФСО №2, который утвержден приказом №298 Минэкономразвития:

  1. Инвестиционная – так называют оценку эффективности проекта в плане целесообразности вкладывания в него инвестиций. Ее также называют инвестиционной привлекательностью бизнеса. Такая стоимость должна быть всегда выше рыночной, иначе инвестору нет смысла вкладывать деньги в проект.
  2. Ликвидационная – стоимость бизнеса, которая применяется при его продаже в короткие сроки (вынужденное закрытие предприятия). Этот показатель всегда ниже рыночной оценки, поскольку продать имущество и другие активы за небольшой период времени приходится по более низкой цене.
  3. Кадастровая – «государственная» стоимость, которую определяют органы власти (федеральные или муниципальные) на основе собственных методик. Подобная оценка проводится регулярно – например, раз в 3-5 лет. Полученный показатель должен примерно совпадать с рыночной оценкой.

Разновидности стоимости

Нередко кадастровая стоимость бизнеса сильно расходится с рыночной. В таком случае владельцу бизнеса целесообразно обратиться в специальную комиссию, чтобы провести корректировку. Если эта мера не дала результата, следует воспользоваться услугами центра независимой оценки (в судебном порядке).

Три способа оценки

На сегодняшний день разработано 3 способа оценки стоимости, в каждом из которых используются собственные методики и система формул. Доходный подход основан на измерении прибыли, затратный – издержек, а сравнительный – на сопоставлении с аналогичными компаниями, работающими в той же рыночной нише.

По доходам

Идея этого подхода в том, что чем больше прибыли вырабатывает бизнес, тем дороже и его цена. Оценщик определяет не только текущую выручку, но и будущие доходы. Для этого он анализирует рыночную ситуацию, соизмеряет возможности развития компании с рисками. Чаще доходный способ используют в 3 случаях:

  1. Собственник задумался о продаже компании – ему нужно понять, на какие доходы можно рассчитывать в ближайшие 6-12 месяцев или в другой период.
  2. Предприниматель, наоборот, намерен инвестировать в ранее не существовавшие проекты – открывать новые направления, филиалы, отделы и т.п.
  3. Инвестор требует представить отчет о планах развития, чтобы понять, есть смыл инвестировать в компанию дальше или лучше вложиться в другой проект.

Для анализа стоимости с помощью доходного подхода используются 2 основных метода – дисконтирование денежных потоков и капитализация дохода. В первом случае определяют прибыль в ближайшем будущем и умножают полученное значение на ставку дисконта – это универсальный показатель, зависящий от текущей рыночной ситуации.

Во втором случае определяют чистую прибыль D и ставку (коэффициент) капитализации R, а затем рассчитывают стоимость бизнеса по простой формуле: V = D/R. Коэффициент R определяют исходя из долгосрочных и краткосрочных обязательств (соответственно строка 1400 и 1500). Оба значения суммируют и делят полученное число на собственный капитал (в балансе его отражают строкой 1300).

Доходный способ позволяет учесть инвестиционные ожидания и предположить прибыль. Однако прогнозные ожидания не всегда совпадают с реальными показателями. Именно в этом состоит главный недостаток методики.

Доходный способ

Доходный подход дает объективные выводы в случае со стабильными компаниями, которые давно существуют на рынке и могут уверенно прогнозировать выручку на ближайшие годы. Молодыми предприятиями он практически не используется, потому что в этом случае дать оценку будущей прибыли трудно.

Сравнение с другими компаниями

В этом случае оценка проводится на основе сопоставления своей компании с другими аналогичными организациями, о которых можно получить достоверную информацию. По их стоимости определяют цену и своего бизнеса. Т.е. подход точно такой же, как в случае продажи квартиры, автомобиля и другого имущества. Он используется в 3 вариантах:

  1. Метод рынка капитала: анализируются цены, сложившиеся на фондовом рынке. На основе этого определяют стоимость одной акции компании.
  2. Метод сделок – точно такой же, но здесь оценивается цена не одной акции, а всего контрольного пакета.
  3. Метод отраслевых коэффициентов – расчет ведут на основе универсальных коэффициентов, которые известны для каждой экономической отрасли. Эти показатели сравнивают с объемом дохода за определенный отрезок времени. Например, АЗС можно продать за сумму, равную ее выручке, полученной за 2 месяца, а рекламное агентство – за сумму дохода за 6 месяцев.

На практике сравнительный подход применяется реже всех остальных, поскольку найти 2 примерно одинаковые компании трудно или невозможно. Еще один недостаток – оценка проводится только в ретроспективе, т.е. совершенно не учитывается потенциал развития. Например, аналогичные магазины в разных районах одного города дадут разные доходы, поскольку один район развивается динамичнее, другой – наоборот, испытывает «застой».

Сравнение с другими компаниями

По затратам

В отличие от доходного, этот способ, наоборот, берет за основу расходу (издержки). Используется в следующих случаях:

  1. Предприятие недавно открылось, поэтому определить его доходность в ближайшее время невозможно. В то же время издержки, связанные с первоначальными вложениями, точно известны.
  2. Компания, наоборот, проходит ликвидацию, поэтому нужно определить ее реальную рыночную стоимость, произвести расчет с учредителями, акционерами, кредиторами и другими участниками.

Существует 3 вида затратного подхода, в основе которых лежит общая формула: С = А – О, где С – рыночная стоимость, А – суммарная величина активов, О – суммарная величина обязательств. Методы расчета можно описать так:

  1. Метод чистых активов – из суммы активов вычитают сумма обязательств по приведенной выше формуле.
  2. Метод ликвидационной стоимости (общий порядок): формула также, но из активов нужно также вычесть расходы, которые связаны с процедурой ликвидации.
  3. Метод ликвидационной стоимости (ускоренный порядок): аналогичная формула, но расходы на ликвидацию увеличиваются, поскольку процесс нужно провести ускоренно.

Затратный подход отличается своей надежностью и объективность. Однако затраты не всегда реально отражают рыночную стоимость имущества и других активов, принадлежащих компании. К тому же при проведении анализа не учитывается потенциал развития предприятия, что также снижает точность экспертизы.

Пошаговая инструкция по оценке стоимости предприятия

Оценка стоимости проводится экспертом за определенную плату. Проверка проводится за несколько дней, недель или месяцев. Результаты предоставляются в виде экспертного заключения на нескольких страницах (вводная часть, основной текст, математические расчеты, приложения).

Оценка стоимости

Постановка цели

Расчет рыночной стоимости бизнеса может понадобиться в разных случаях. Условно их можно разделить на 2 группы – добровольные и обязательные ситуации. Добровольно такую работу понадобится провести в следующих целях:

  1. Понять, стоит ли развивать бизнес или лучше избавиться от него, продав по максимально высокой цене.
  2. Определить ключевые направления инвестирования.
  3. Рассчитать рыночную стоимость продукции компании.
  4. Провести самооценку кредитоспособности перед подачей заявки в банк на получение кредита.
  5. Найти и избавиться от невыгодных активов (продать, закрыть филиал и т.п.).
  6. Понять, насколько эффективно используется имущество, находящееся на балансе предприятия.
  7. Провести переоценку фондов.
  8. Изменить модель бизнеса компании для привлечения инвестиций, увеличения капитализации.
  9. Оспорить решение по кадастровой оценке.

В ряде ситуация оценить стоимость бизнеса необходимо в обязательном порядке для принятия соответствующих решений. Проведение расчетов по законодательству требуется для таких целей:

  1. Получение в банке кредита под залог или без такового.
  2. Уточнение имущественных прав каждого учредителя на основе взноса, который он внес при открытии компании.
  3. Проведение сделок с недвижимостью, находящейся в федеральной или муниципальной собственности.
  4. Для страхования бизнеса от разных рисков.
  5. Прохождение ликвидации, банкротства.
  6. Оценка для определения компенсации, которую должен установить суд (например, в рамках дела по конфискации в пользу кредиторов).
  7. Уточнение суммы налогов, сборов и других обязательных платежей в пользу бюджета.
  8. Оценка стоимости компании для ее продажи.
  9. Распродажа активов предприятия для исполнения обязательств перед контрагентами, клиентами, государственными органами.
  10. Проведение дополнительной эмиссии акций или, наоборот, выкуп ценных бумаг у их держателей.
  11. Проведение реструктуризации – слияние с другой компанией или включение в состав более мелкого предприятия.

Перед проведением оценки руководитель или экспертная группа ставят одну или несколько целей. Одновременно формулируют и вытекающие из нее задачи. Например, если цель – это оценка перспектив развития бизнеса, задачи будут связаны с тем, как посчитать текущую рентабельность, стоимость продукции, анализ конкурентов и многое другое.

Постановка цели

Выбор компании-оценщика

Независимая оценка бизнеса проводится в соответствии с ФЗ № 135 от 1998 г. В ст. 15, 15.1 и 16 приводится описание требований к эксперту. Специалист, занимающийся оценкой, должен иметь соответствующее образование (подтверждается дипломом) и состоять в саморегулируемой компании.

Причем компания не должна являться аффилированным (заинтересованным) лицом по отношению к заказчику. У нее должен быть документ, подтверждающий банковскую гарантию. Сам оценщик предъявляет страховой полис, согласно которому начисляется компенсационная выплата в случае наличия ошибок.

Описанный набор требований является базовым – если отсутствует хотя бы один документ, лицо не вправе заниматься оценочной деятельностью. Наряду с этими условиями существуют и другие критерии. Оценочная компания должна быть известной, долго работать на рынке в конкретном сегменте, входить в топ надежных организаций и т.п. Например, популярные оценщики сегодня представлены такими организациями:

  1. «КСК групп».
  2. «Бизнес-Круг».
  3. «Финэкспртиза».
  4. «Кроу Хорват Россия».
  5. «Золотой стандарт».
  6. «Нексиа Си Ай Эс».

Компания-оценщик должна специализироваться в 1-2 сферах. Если это многопрофильная организация, поставившая проведение экспертиз «на поток», лучше отказаться от сотрудничества с ней.

Сбор документов и информационной базы

Профессиональная оценка бизнеса начинается с предоставления аналитику полного пакета документов. Конкретный перечень определяется в зависимости от ситуации. Чаще всего для проведения экспертизы понадобится такая документация:

  • устав и другие учредительные документы;
  • лицензии на разрешение деятельности;
  • договор аренды или свидетельство о собственности на имущества;
  • реестр активов – движимого и недвижимого имущества, акций и других ценных бумаг;
  • учет основных фондов;
  • опись задолженности – дебиторской и кредиторской;
  • план развития хозяйственной деятельности с подробным описанием прогнозных значений по чистой прибыли, расходах, инвестиций и т.п.;
  • бухгалтерская отчетность за период 3 последних года.

Отдельные сведения предоставляются не в виде официальных документов, а в форме справок, аналитических записок, выкладок с расчетами, внутренних реестров компании и других сведений. Совокупность этих сведений представляет собой информационную базу оценки.

Основные требования к ней – объективность, комплексность, достоверность. Данные должны составлять правдивую и исчерпывающую картину. Именно от этого в первую очередь зависит точность экспертной оценки.

Сбор документов

Определение метода оценки

Заказчик точно знает о цели проведения оценки – например, внутренний аудит, продажа бизнеса, прохождение ликвидации. Однако предприниматель не всегда хорошо представляет, какой лучше выбрать способ проведения оценки. Метод обычно выбирает сам эксперт, по согласованию с заказчиком. В рамках выбранного подхода согласовывается план мероприятий, определяется информационная база и полный перечень документов.

Отчет и интерпретация результатов

Оценщик (или группа специалистов) проводит экспертизу в оговоренный срок. После этого он подготавливает подробный отчет, в котором представлены следующие разделы:

  • основные факты (входные данные);
  • задание заказчика;
  • описание объекта;
  • описание процесса проведения экспертизы;
  • определение рыночной стоимости предприятия с формулами и расчетами;
  • согласование полученных результатов;
  • заключение;
  • список использованных источников;
  • приложения.

Отчет и интерпретация результатов

Распространенные ошибки

Оценка стоимости бизнеса, как и любая другая экспертиза, связана с рисками неточных данных. Наиболее распространены такие ошибки:

  1. Недостоверные и/или неполные источники информации.
  2. Нарушение условий задания, предоставленного заказчиком.
  3. Арифметические ошибки, невнимательность, некомпетентность.
  4. Некорректный выбор подхода для проведения оценки.
  5. Нарушение причинно-следственных связей (логические ошибки).
  6. Формальный, поверхностный анализ без учета специфики предприятия, отрасли, экономики региона, конъюнктуры и т.п.

Чтобы избежать этих ошибок, рекомендуется тщательно выбирать компанию-оценщика. Наряду с этим необходимо четко разработать техническое задание и согласовать с экспертом методологию. По возможности заинтересованные лица должны сами принимать участие в оценочных процедурах, вникая в промежуточные и окончательные выводы специалиста.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: