Как стать дилером и открыть региональное представительство известного бренда

Для того чтобы стать дилером, не требуется солидных капиталовложений. Представляя крупного производителя на региональном рынке, можно быстро окупить издержки и через 2-3 месяца получить первую прибыль. Сотрудничая с известным брендом, невозможно прогореть и разориться: продукция компании рекламируется в федеральных СМИ и всем знакома. Единственная сложность — из-за серьезной конкуренции трудно получить статус официального представителя торговой марки.

Особенности дилерского бизнеса

Не все компании, производящие товары, готовы работать с потребителями напрямую. Многие крупные фирмы не выстраивают собственную торговую сеть, а доверяют сбыт дилерам — официальным представителям бренда, которые отвечают за реализацию продукции в регионе.

Дилерские отношения полезны обеим сторонам. Выгоды для компании-производителя очевидны:

  • существенная экономия на аренде складов и торговых залов, а также на налоговых отчислениях;
  • расширение региональных рынков сбыта без дополнительных вложений. Это особенно актуально для отдаленных и труднодоступных населенных пунктов;
  • возможность заниматься исключительно производством, не тратя ресурсы на реализацию товара.

Дилер, в свою очередь, имеет возможность:

  • торговать проверенной продукцией со всеми необходимыми документами (сертификаты, лицензии);
  • проходить обучение за счет головного предприятия;
  • получать бонусы за успешную реализацию товара;
  • закупать изделия по специальным (дилерским) ценам или брать товар на реализацию;
  • экономить на рекламе: производитель самостоятельно занимается продвижением товара на рынке.

Стать дилером компании гораздо дешевле, чем открывать бизнеса «с нуля». Кроме того, продукция известного бренда — гарантия успешного сбыта. Торговать товаром малоизвестного производителя более рискованно, чем предлагать марки, давно известные потребителям.

Особенности дилерского бизнеса

Права и обязанности дилеров

Главная задача дилера — реализовать товар партнерской фирмы на региональном рынке. Одновременно с этим официальный представитель бренда занимается продвижением продукта, в некоторых случаях (по заданию производителя) проводит рекламу в местных СМИ.

Для этого региональный представитель компании обязан:

  • обладать исчерпывающей информацией для предоставления клиентам;
  • расширять не только розничную сеть, но и заключать договоры на оптовые поставки;
  • выполнять условия договора: выполнять месячный план реализации продукции, оформлять необходимую документацию (например, разрешения от ГИБДД, если реализуется автомобильная техника);
  • организовывать региональные рекламные мероприятия (выставки, промоутерские акции, конкурсы для покупателей).

Теоретически стать представителем известного бренда в своем городе сможет любой официально зарегистрированный частный предприниматель. На деле получить официальное дилерство не так просто, особенно если речь идет о крупной международной фирме.

К потенциальному дилеру предъявляются следующие требования:

  • официальная регистрация в налоговых и других контролирующих органах;
  • безукоризненная деловая репутация (положительная кредитная история, отсутствие исков от партнеров и наемных сотрудников);
  • деловой стаж не менее 3-5 лет: с новичками на рынке договоры заключают реже, чем с опытными предпринимателями;
  • опыт работы с аналогичными товарами: к примеру, владельцу автосалона легче получить дилерский договор от корпорации «Тойота», чем хозяину магазина бытовой техники;
  • наличие четкого бизнес-плана или 2-3 свежих идей по продвижению товара на местном рынке;
  • некоторые фирмы предъявляют к своим дилерам специальные требования: определенная техническая база, наличие свободных средств для инвестирования в проект.

Обязанности дилера и требования к нему от головного предприятия сильно разнятся в зависимости от товара, который предполагается реализовывать. К примеру, для того чтобы торговать корейской косметикой понадобится стандартное торговое помещение и небольшие вложения в инфраструктуру. Реализация и продвижение марки сложной бытовой техники потребует организации доставки и гарантийного обслуживания.

После заключения дилерского договора официальные представители известных бизнес- проектов имеют право:

  • закупать продукцию по специальным ценам;
  • получать премию от производителя в случае выполнения плана продаж;
  • пользоваться авторскими рекламными материалами;
  • в спорных ситуациях получать юридическую или любую другую поддержку: в случае рекламаций от клиентов вся ответственность лежит на производителе, а не на дилере.

Права и обязанности дилеров

Необходимые личные качества

Дилер — это, прежде всего, продавец и организатор продаж. Ему пригодятся следующие личные качества:

  • мобильность, быстрая реакция, умение быстро находить контакт с разными людьми;
  • умение вести деловые переговоры и находить компромисс в спорных ситуациях;
  • стрессоустойчивость и работоспособность;
  • обучаемость, умение осваивать и анализировать большие объемы информации;
  • навыки грамотной презентации товара, умение работать с возражениями и знание основ маркетинга.

Официальный представитель должен быть готов к перегрузкам и работе в условиях аврала. Оптимизм, личное обаяние и умение убеждать будут нелишними в общении с клиентами и подчиненными.

Выбор ниши: самые выгодные направления

Прибыльность выбранного направления зависит от ситуации на рынке (спрос потребителей и наличие конкурентов) и общей востребованности товара.

Самые выгодные направления

Не стоит продвигать слишком дорогую или мало востребованную продукцию, даже если конкурентов в этом сегменте почти нет. Разумно выбирать из популярных потребительских категорий:

  • автомобили и товары для автолюбителей;
  • строительные материалы: сухие смеси, декор, электрика, товары для водоснабжения;
  • электроинструменты и оборудование для ремонта;
  • обувь, модные аксессуары и одежда;
  • интерьерные товары и мебель;
  • компьютерная техника и софт;
  • бытовые электроприборы;
  • страховые услуги;
  • товары для бьюти-индустрии: косметика, парфюмерия;
  • услуги телекоммуникации и связи.

Анализ рынка и конкурентов

Раздумывая над тем, представительство какой фирмы открыть, необходимо учесть важные обстоятельства.

  1. Требования, которые головная фирма предъявляет к своим дистрибьютерам: размер помещения, опыт деятельности, необходимая техническая инфраструктура, план продаж.
  2. Конкуренция на местном рынке: каких предложений много, а какие ниши еще не заняты.
  3. Собственный опыт и предпочтения. Разумно остановиться на том, в чем хорошо разбираешься.

Разумно вести переговоры о дилерстве, уже имея опыт продаж в выбранном направлении. В этом случае предприниматель отлично знает состояние местного рынка. Ему знакомы потенциальные конкуренты, сезонные колебания спроса, у него есть наработанная клиентская база. Он сможет достаточно точно спрогнозировать и накладные расходы, и возможную прибыль еще до начала продаж.

Если же предполагается начать работу с «чистого листа», то лучше выбирать востребованные ниши: услуги такси, торговлю продуктами питания, бытовой химией и другими ходовыми товарами.

Выбор производителя

После того, как направление деятельности определено, подбирают производителя, сотрудничество с которым будет наиболее выгодным и удобным. Существенный доход принесет работа с серьезной проверенной компанией. Продукция и услуги таких брендов, как, например, «Мегафон» и «Фаберлик» не нуждается в рекламе и продвижении, но и конкуренция среди дистрибьютеров, представляющих федеральных гигантов, высока. Прежде, чем получить право на дилерство от производителя, придется пройти жесткий отбор среди множества кандидатов. Предпочтения отдают фирмам с опытом работы, обширной клиентской базой, большим количеством филиалов.

Важно! Имеет значение и регион, в котором планируется работать. Если там пока еще нет представительств фирмы, заключить дилерский договор проще, а поддержка от предприятия будет ощутимой.

Выбирая дилерские предложения, которые регулярно делают предприятия-производители, стоит обратить внимание на условия сотрудничества: план продаж, условия расчетов, бонусы для дистрибьютеров, необходимость собственных инвестиций. Иногда условия договора не только невыгодны, но и попросту невыполнимы.

Необходимые документы

Для того чтобы стать дилером, необходимо пройти собеседование в выбранной компании. Как правило, уже во время интервью необходимо предоставить некоторые документы:

  • свидетельства о постановке на учет в контролирующих органах (ФНС, Пенсионный фонд, фонд социального страхования);
  • сведения о банковском счете;
  • учредительные документы (для ООО);
  • договоры аренды (если производитель предъявляет особые требования к помещению и инфраструктуре).

Необходимые документы

Если переговоры пройдут успешно, заключают договор с головной компанией и получают сертификат дилера.

Если необходимо, оформляют дополнительные разрешения (например, гигиенические сертификаты или разрешения от ГИБДД).

В зависимости от вида продукции и условий фирмы-производителя меняется количество и вид необходимых документов.

Начальный капитал

Существует несколько вариантов работы по дилерскому договору. В зависимости от выбранной схемы капиталовложения могут быть довольно существенными, а можно обойтись и минимумом собственных средств:

Начальный капитал

  1. Первый вариант подразумевает серьезные вложения. В этом случае региональный представитель заключает договор с поставщиком и выкупает товар по специальной (дилерской) цене. Он самостоятельно рассчитывается со службами доставки, оплачивает аренду и прочие издержки. Это не самая выгодная схема.
  2. Второй вариант менее затратен, но подойдет опытному дилеру с наработанной клиентской базой. Дистрибьютер собирает заказы и получает предоплату (около 50%) от клиентов. Эти деньги он перечисляет производителю, а остаток по клиентскому договору — дилерское вознаграждение. Собственные средства на закупку товара не расходуются.
  3. Некоторые компании работают со своими дилерами в режиме пост-оплаты: деньги за товар перечисляются после продажи. Но дилерской скидки в этом случае не предусмотрено. В зависимости от условий договора нераспроданный товар или забирает головная компания, или выкупает дистрибьютер.
  4. Наконец, сетевые компании (например, «Орифлейм») требуют от своих дилеров ежемесячно выкупать товар по специальным ценам на определенную сумму. Если не соблюдать это условие, производитель прекращает сотрудничество.

Каждый вариант имеет свои достоинства и недостатки, поэтому к выбору подходят взвешенно и осмотрительно.

Заключение договора

Договор заключают после сбора и предоставления необходимого пакета документов. Одновременно с подписанием договора получают дилерский сертификат и устав дилера. Документацию заверяют нотариально и регистрируют в государственных контролирующих органах.

В зависимости от условий договора выделяют 2 способа сотрудничества дилер — производитель:

  1. Региональный представитель получает план продаж на оговоренный временной промежуток. Если за 2-3 периода выйти на плановые показатели не удается, договор расторгается.
  2. Вторая форма работы подойдет предпринимателям, которые собираются стать дилерами завода-изготовителя без серьезных собственных вложений. В этом случае местная компания получает официальный статус регионального представителя и постепенно наращивает собственную сеть для реализации товара.

Заключение договора

Схемы работы с дилером (предоплата или оплата по факту продажи) со временем изменяются. Новичку редко отпускают товар под реализацию. Проверенному дилеру идут навстречу и разрешают оплачивать счета с отсрочкой.

Начало работы

На начальном этапе важно продумать рекламную стратегию. Новый для регионального рынка продукт нуждается в продвижении и поддержке. Это могут быть разовые акции, бонусные предложения, премиальные программы сервисного обслуживания.

Нельзя забывать о клиентской поддержке, оперативном решении проблем с гарантийным ремонтом. Ощутимый результат приносят совместные акции с предприятиями-партнерами.

Дилер должен регулярно пополнять ассортимент, следить за новинками производителя, обладать полной информацией по продукции. В этом случае он будет работать продуктивно и успешно.

Советы начинающим

Стать региональным представителем компании легче, чем строить с нуля собственный бизнес. Но и у дилерства есть свои тонкости и подводные камни, о которых полезно знать, чтобы не допускать ошибок:

  1. Не всегда успех дела зависит только от дистрибьютера. Многие производители предлагают невыгодные условия сотрудничества и не помогают региональным представителям.
  2. Реализуемый товар должен отвечать нескольким требованиям:
  • востребованность;
  • достойное качество;
  • средняя или бюджетная ценовая категория.

На такой продукции получится хорошо и стабильно зарабатывать.

  1. Клиентскую базу целенаправленно расширяют и обновляют, не забывая и о постоянных покупателях.
  2. Крупные производители постоянно проводят семинары и конференции для своих дилеров. Пренебрегать обучением не стоит: благодаря постоянному совершенствованию легче достигнуть успеха.

Дилерство — не самый простой вид бизнеса. Чтобы добиться успеха, необходимо уметь и любить общаться с людьми, обладать даром убеждения, иметь организаторские способности. Развитая дилерская сеть приносит своему создателю постоянный, хотя и не самый легкий доход.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: