Выращивание зелени как бизнес: от выбора семян до расчета прибыльности

Бизнес по выращиванию зелени привлекает простотой, доступностью и высокой рентабельностью. При минимальных денежных затратах получают колоссальный доход. Зарабатывают до 500% прибыли. Продукция пользуется спросом в разное время года. Зимой цена существенно увеличивается, как и прибыль. В домашних условиях выращивают зелень на подоконниках. Для ведения бизнеса специально обустраивают помещения-теплицы. Размер выручки зависит от масштабов производства, количества серьезных конкурентов в регионе.

Особенности бизнеса на зелени

Надо изучить технологию, приобрести семена, высадить в подходящие сроки и ухаживать должным образом. При этом начальные вложения варьируются от нескольких сотен до тысяч рублей. Зимой спрос и цена на продукцию возрастают, поэтому многие люди принимаются за работу. Выращенную зелень продают на рынках. Если говорить о реальном бизнесе, то предприниматели трудятся круглый год. Продукцию большими партиями поставляют общепитам, супермаркетам. Выращивать зелень круглый год несложно. Преимущества:

  • сравнительно низкая закупочная стоимость семян;
  • простота выращивания культуры;
  • несложный уход;
  • рентабельность до 500% за год;
  • постоянный спрос;
  • небольшой капитал;
  • окупаемость в течение 1-2 месяцев.

Прибыль прямо пропорциональна количеству семян. Чем больше плантация, тем больше доход. С участка площадью 1 тыс. кв. м получают около 90 тыс. рублей. Каким должен быть первоначальный капитал, сказать сложно. Все зависит от планируемых масштабов производства. Выращивать культуру можно в квартире, на даче, возле дома, на огороде, в теплице, на арендованном участке земли. Основные статьи расходов:

  • аренда земли, если нет собственного участка;
  • сооружение теплицы либо покупка готовой конструкции;
  • оформление документации;
  • покупка семян, удобрения;
  • подключение коммуникаций, полива, освещения, при необходимости обогрева.

Сельскохозяйственный бизнес считается прибыльным и перспективным. При выращивании культуры в теплице устраняются риски, связанные с колебанием погодных условий. В жару обеспечивается полноценный полив, в холод — обогрев. Технология выращивания сама по себе проста, но для повышения показателей урожайности опытные бизнесмены используют специальное оборудование, требующее высоких вложений.

Динамика развития бизнеса такова:

 Особенности бизнеса на зелени

Экономически выгодные сорта

Круглогодичное выращивание зелени в теплице не требует изобретения велосипеда. Деньги зарабатывают на зелени, которая хорошо принимается, быстро растет. Начинать можно с одной разновидности культуры, затем подключать другую:

  1. Укроп высевают на грядках длиной 1 м. Расстояние между рядами составляет 10 см. Допускается сплошной посев с углублением семян на 3 см в почву. Плотность посева — 20 г на 10 кв. м. Срезают зелень при достижении высоты 12 см. За лето укроп на открытой местности высевают дважды. В тепличном хозяйстве процесс непрерывный. Растение требовательно к влажности и теплу. Оптимальная температура около +15 °С.
  2. Зеленый лук выращивают с небольших луковиц диаметром 30 мм. Схема посева ленточная либо рядовая. Расстояние междурядий — 45 см. Семена заглубляют на 4 см осенью, на 3 — весной.
  3. Салат высевают ранней весной либо под зиму рядами. Семена присыпают землей на 1 см. Расстояние междурядий — 20 см. Плотность посева — 5 г семян на 10 кв. м. Растение обильно поливают, прореживают, периодически взрыхляют почву. Ранние сорта: Майский, Крупный зеленый, Берлинский желтый, Хрустальный, Упрямец.
  4. Шпинат выращивается аналогично салату. Расход семян — 40 г на 10 кв. м. Культура любит частый полив. Первый урожай — через 30 дней после посадки. За лето успевают вырасти 2 урожая.
  5. Петрушка растет 35 дней. Срезают зелень, когда ветви достигнут 20 см. Высевают растение рядами либо сплошной полосой. Плотность посева — 20 г на 10 кв. м. При соблюдении условий влажности, температуры и проветривания с 1 кв. м собирают до 7 кг зелени.

При одновременном выращивании культур на одном участке рекомендуется соблюдать следующую последовательность:

  1. Лук-севок.
  2. Укроп.
  3. Петрушка.
  4. Салат и шпинат.

Для обеспечения непрерывного процесса следует изучить особенности выращивания каждой культуры.

Экономически выгодные сорта

Анализ рынка и конкурентов

Каждый предприниматель ищет выгодную нишу и оценивает всевозможные риски. В первую очередь нужно проанализировать:

  • рынок зелени конкретного региона;
  • количество, весомость конкурентов;
  • спрос на продукцию в теплый и холодный сезон;
  • возможные риски.

Конкурентами в бизнесе выступают частники, выращивающие растения в горшках на подоконниках и в гаражах, крупные компании с развитым тепличным хозяйством. Нельзя не сказать о супермаркетах, рынках, где круглый год реализуется зелень. Риски, с которыми можно столкнуться:

  • высокая конкуренция;
  • снижение спроса;
  • дорогостоящий обогрев;
  • поломка оборудования;
  • малый срок хранения.

После срезания зелень продается максимально быстро. При хранении она теряет внешний вид, а также вкусовые качества.

Подбор помещения/территории

Культуру на продажу растят на открытых участках, в теплицах, квартирах либо домах. Используют свой огород либо арендуют землю:

  1. Квартира. Ящики ставят на застекленном балконе либо широких подоконниках. Продают, когда на продукцию повышается цена. В основном реализуют на рынках, иногда сдают оптом в магазины, общепиты.
  2. Садовый участок, огород. Доход небольшой, так как выращивается и реализуется культура в теплое время года, когда много конкурентов. Продают зелень на рынках либо по объявлению через социальные сети.
  3. Теплицы, парники. Полноценная предпринимательская деятельность, обеспечивающая круглогодичную прибыль. Бизнесмены налаживают постоянные каналы сбыта, нанимают работников либо трудятся всей семьей. Зелень поставляют заведениям общественного питания, магазинам. Теплицы ставят на собственном участке либо арендуют землю. Требования: плодородная почва, отдаленность от города, возможность обустройства мест для охранников. Контракт заключается на длительный срок. Стоимость аренды в каждом регионе разная.

Для ведения бизнеса понадобится большая территория, где можно развернуть теплицы и парники.

Постройка теплицы

Основные материалы, используемые для сооружения домашних парников, — стекло и полиэтилен:

  1. Стеклянная теплица имеет несколько недостатков. Стекло не удерживает тепло, не рассеивает свет, что приводит к ожогам. Допускается применение каленого стекла от 7 мм. Цена такого материала 1000 руб. за 1 м погонный.
  2. Полиэтилен также нельзя назвать идеальным вариантом, поскольку он плохо пропускает свет. Расходы на обогрев теплицы большие, а срок эксплуатации малый.

Постройка теплицы

Для тепличного бизнеса подойдет теплица с металлическим каркасом, акриловым либо поликарбонатным покрытием. Она обойдется дороже предыдущих вариантов, но экономнее, выгоднее в эксплуатации. Покупка и установка — 500 000 руб.

Строительство теплицы стоит от 1500 руб. за кв. м. В эту сумму не входит стоимость оборудования. Сооружение площадью 100 кв. м дает 80 кв. м полезной площади. При желании выстраивают двухъярусные стеллажи и увеличивают показатель вдвое. Теплицу рекомендуется разбивать на пролеты по 25 кв. м для облегчения ухода за зеленью.

Монтаж начинается с заливки фундамента, установки железной конструкции. Наличие фундамента не является обязательным, но помогает защитить участок от нашествия грызунов, а также снизить потерю тепла. После сооружения парника приступают к монтажу системы полива, освещения, обогрева.

Закупка оборудования и сырья

План производства предусматривает выбор территории, покупку оборудования и посадочного материала, наем персонала.  Понадобятся:

  • от 3 до 5 теплиц из стекла, полиэтилена, поликарбоната либо акрила;
  • инвентарь для обработки почвы;Закупка оборудования и сырья
  • стеллажи;
  • система полива;
  • обогреватели;
  • светильники;
  • датчики влажности, термометры.

Возможно, придется купить ящики, горшочки. Если теплица находится за городом, нужно подумать, кто и как ее будет охранять. Потребуется обустройство помещения для охранника либо сигнализация.

Зелень выращивают из луковиц, семян, рассады. При оптовой покупке действуют скидки. Посадочный материал приобретают у проверенных поставщиков. В дальнейшем семена собирают самостоятельно. На какую сумму закупать сырье, зависит от размера производственной мощности. При гидропоническом выращивании покупают семена и керамзит как дополнение к системе. Подводят электроэнергию к теплицам, воду, организовывают подачу тепла.

Персонал

Нужно подумать, кто будет обрабатывать участок и ухаживать за растениями. На 5 теплиц потребуется около 18 работников. Средняя зарплата составит 20 000 руб. При масштабном производстве нанимают менеджера по сбыту, бухгалтера. Мелкие предприниматели сами выполняют эти обязанности, экономят на специалистах. Оклады сотрудников:

  • управляющий, инженер — от 40 000 руб.;
  • разнорабочий — от 20 000 руб.;
  • водитель — 22 000 руб.;
  • бухгалтер — 30 000 руб.;
  • менеджер по сбыту — 35 000 руб.;
  • охранник — 20 000 руб.

Бизнес часто становится семейным. В связи с этим экономятся затраты на рабочую силу.

Закупка материалов для грунта

Для получения высокой урожайности нужно следить за состоянием почвы, обеспечить регулярную подкормку. Что покупать и на какую сумму, зависит от характеристик земли на участке. Подкормки для зелени — это минеральные и органические удобрения. Кроме того, нужно позаботиться о защите от вредителей, болезней. Покупают инсектоакарицидные препараты. Из личного опыта садоводы и огородники знают, что состояние блеклой зелени улучшит мочевина, а от плесени избавит марганцовка.

Для гидропоники

Современный способ выращивания культуры применяется в помещении и теплицах. В качестве основы используется питательная смесь вместо грунта. Понадобится рама с лотками, трубами, регулируемой системой освещения. По трубам подается питательный раствор. Установка для площади 30 кв. м стоит около 40 тыс. руб. Система сокращает вегетационный труд, ускоряет рост растений, увеличивает в несколько раз производительность. Основной недостаток — выращенная зелень не имеет ни вкуса, ни запаха, хотя внешне очень привлекательная.

Кроме того, существуют технологии, предусматриваемые использование торфа, земли, жидких удобрений. По стоимости дороже гидропоники, но качество продукции улучшается в разы.

Гидропоника

Хранение урожая

Зелень не предназначена для длительного хранения. После срезания она реализуется в течение 14 дней — это максимум. Производители стараются наладить рынок сбыта и продавать продукцию свежей. Для продления срока годности используют пищевую пленку, слюду, которой оборачивают зелень. Часто товар хранят в подвалах.

Каналы сбыта и реклама

Существует несколько вариантов:

  • розничная продажа на рынке;
  • оптовая реализация скупщикам;
  • сдача в магазины, супермаркеты;
  • поставка заведениям общественного питания.

Выгодный вариант — оптовый сбыт продукции.

Реклама нужна в том случае, если зелень реализуется в розницу. Тогда нужно заявить о себе, предложить покупателям лучший товар. Помогут в продвижении товара визитки, реклама в соцсетях и вывески на досках объявлений.

Каналы сбыта и реклама

Оформление необходимых документов и особенности налогообложения

Если планируется выращивать зелень на балконе, в гараже, деятельность не регистрируют. Если речь идет о полноценном круглогодичном бизнесе, оформляются как ИП, выбирают упрощенную систему налогообложения. Единый налог на прибыль составляет 6%. Документы для бизнеса:

  1. Свидетельство о регистрации ИП.
  2. Договор аренды либо документы, подтверждающие право собственности на землю.
  3. Заключение и разрешение СЭС.
  4. Трудовые соглашения с работниками.
  5. Сертификаты.

Предпринимательская деятельность отображается по коду ОКВЭД 01.13.

Расчет рентабельности и сроков окупаемости

В парниках площадью в 1500 кв. м в регионах с холодным климатом ежемесячно получают выручку около 210 тыс. руб.

Усредненные затраты (тыс. руб.):

  • регистрация бизнеса, оформление документов — 6;
  • теплицы вместе с установкой — 450;
  • коммуникации — 210;
  • закупка посадочного материала — 240;
  • реклама — 16.

Всего придется потратить 922 000 руб.

Расходы за месяц (тыс. руб.):

  • аренда — 155;
  • заработная плата работникам — 450;
  • покупка семян, удобрений — 100;
  • затраты на хранение, сбыт — 37;
  • налоги, коммунальные платежи — 15.

Общая сумма будет равна 757 тыс. руб. Ожидаемая прибыль получится 200 тыс. руб. Срок окупаемости — 2 года. Кроме того, нужно учитывать амортизацию оборудования.

С 1 кв. м  в среднем собирают 4 кг зелени. Стоимость 1 кг составляет 150 руб. Выручка — 600 руб. При площади грядок 12 кв. м за один урожай можно заработать 7200 руб. Если выращивать культуру 5 раз в год, прибыль составит 35 000 руб., бизнес окупится за год. На обогрев теплицы 20 кв. м зимой уходит 80 000 руб.

Расчет рентабельности

Рентабельность тепличного бизнеса составляет 20%, но нужно стремиться к 35%.

При открытии бизнеса по выращиванию зелени стоит рассмотреть вариант с франшизой, когда предлагается готовый бизнес-план с пошаговой инструкцией. Франчайзер предоставляет необходимое оборудование, помогает раскрутиться, обеспечивает посадочным материалом. В течение всего срока франшизы предприниматель отчисляет оговоренную сумму денежных средств. Она указывается в договорах в процентном соотношении к прибыли.

Бизнес на зелени привлекательный, перспективный и выгодный. Но нужно учитывать возможные риски, связанные с сезонным колебанием цен, изменением спроса на продукцию, наличием мелких и крупных конкурентов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: